Електро-автосам
https://electroavtosam.com.ua/forums/

Fiat Punto электро от jenki
https://electroavtosam.com.ua/forums/viewtopic.php?f=26&t=2378
Сторінка 1 із 6

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:34 ]
Заголовок повідомлення:  Fiat Punto электро от jenki

Есть у меня дача в деревне. Красивая, экологически чистая местность. Еще совсем недавно каждые выходные ездили туда отдохнуть и поработать в саду-огороде. Одно плохо - 70 км от города, добираться электричкой далеко, долго и некомфортно, машиной - с каждым годом все дороже. Задумался об электромобиле. Почитал форум, выносил эту идею до появления средств на реализацию.
Сначала были куплены 150 шт "монстров" 37Ач и двигатель ДС-6,3. Далее настала очередь покупки донора. Присмотрел и купил легенького Fiat Punto. Тема есть отдельная.
Fiat Punto 2007 г.в., пятидверный переднеприводный хетчбек. По паспорту - полная масса 1385 кг и снаряженная - 935 кг. В реальности должно быть меньше - на табличке указана масса 750 кг, но неясно что это за маса. В общем, машинка небольшая и достаточно легкая.
Так как батарея довольно дорогая, а я все-таки хочу, чтобы она окупилась, то решил разделить имеющиеся 150 батареек на две-три машины - как-никак, а на работу и по делам в семье езжу не я один. То есть, в ближайших планах еще как минимум одна конвертация.
В целом, с этим донором работать понравилось. Двигатель 6,3 по длине стал отлично. Третья точка крепления к кузову (от крутящего момента) находится на трансмиссии, самому даже придумывать ничего не нужно. После того, как достал все лишнее из-под капота, подключил родной аккумулятор - и вуаля, вся бортовая электроника заработала, ничего прозванивать/переподключать не потребовалось.
КПП осталась в машине. Установлен контроллер Романтика 150В/700А. Батарея собрана из 60 элементов по схеме 30S2P. БМС, балансиров не использую. Держу напряжение в интервале 125-105В (4,16-3,5 на элемент). Ток в движении доходит до 200А с батареи, соответственно 200:2=100А - ток на элементе, что соответствует 2,7С. Производитель же заявляет о максимальном длительном токе 3С (111А). Надеюсь, мои батарейки не страдают.
Заряжаю Гришиной зарядкой, два ЗУ с выходами последовательно. Ток заряда поставил минимальный, это 15А общий или 8А на элемент (0,25С). Параметры при зарядке контролирую бытовым энергометром. Но никак не подгадаю удобного случая, чтобы засечь, сколько же заливаю в пересчете на км. Дело в том, что датчик скорости пока не заставил работать, спидометр молчит и пройденный километраж считать неудобно, пока нет постоянного маршрута. Но в ближайшее время постараюсь все же прикинуть и написать здесь.
Сейчас аккумулятора хватает на поездку на работу/домой (25 км) с большим запасом. На одном заряде уже проезжал 40 км в городском неэкономном режиме. То, что мне и нужно. Причем от количества пассажиров сильно большой разницы в пробеге не почувствовал. Теоретически, по трассе, рассчитываю на пробег до 50 км.
Максимальная скорость на 5-й передаче при заряженном аккумуляторе - 75 км/ч. Динамика - отличная, при желании стартую первым со светофора. Но не злоупотребляю, так как не хочу перегружать батарею большими токами.
В движении пользуюсь 3-й и 5-й передачами. Нижние честно говоря, боюсь даже включать - тяга у двигателя отменная, как бы не оторвать что-нибудь при резком ускорении. На будущее думаю перебрать коробку и достать из нее все лишнее. Пробовал ездить только на 5-й, но пока доезжал до работы из-за постоянных разгонов в пробках начинала срабатывать защита по температуре контроллера. Поэтому стартую на 3-й и переключаюсь в движении. Переключение не очень комфортное - нужно приложить усилие, чтобы включить 5-ю в движении (сцепления нет). Ну а только на 3-й тоже ехать не получается - очень медленно даже на максимальных оборотах, поэтому приходится переключаться.
В ГАИ уже переоформил на электро. Пользовался инструкцией на этом форуме, все прошло гладко, описывать не вижу необходимости.

По затратам получилась следующая картина (расчеты в долларе)
донор - 2600
сопутствующие расходы + ремонт - 337
аккумуляторы (только на эту машину) - 1356
двигатель - 208
контроллер - 420
зарядные - 62
автономка - 287
сигнализация - 130
материалы и комплектующие для переоборудования - 197
ГАИ (с учетом эвакуатора и лишнего заключения эксперта переплатил около 30 долл) - 134
Окончательно получается 5730 на данном этапе, но не учтены как минимум DC-DC и специализированная приборка (планируется EVViS). Кроме того, часть затрат смогу вернуть, продав снятые агрегаты, они в хорошем состоянии.

Додаткові файли:
IMG_9060.jpg
IMG_9060.jpg [ 369.83 КБ | Переглядів: 10128 ]
IMG_9061.jpg
IMG_9061.jpg [ 412.38 КБ | Переглядів: 10128 ]
IMG_9062.jpg
IMG_9062.jpg [ 463.84 КБ | Переглядів: 10128 ]
IMG_9056.jpg
IMG_9056.jpg [ 560.17 КБ | Переглядів: 10128 ]

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:37 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

С первым потеплением весной 2017 начал конвертацию

Додаткові файли:
IMG_7587.jpg
IMG_7587.jpg [ 362.86 КБ | Переглядів: 10127 ]
IMG_7636.jpg
IMG_7636.jpg [ 371.95 КБ | Переглядів: 10127 ]
IMG_7642.jpg
IMG_7642.jpg [ 436.71 КБ | Переглядів: 10127 ]
IMG_7656.jpg
IMG_7656.jpg [ 405.93 КБ | Переглядів: 10127 ]

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:43 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Для стыковки мотора с коробкой заказал на лазере заготовки. Сталь 5мм. Прикрутил заготовки на двигатель и КПП. Затем установил и отцентровал КПП на двигателе в вертикальном положении и расставил 4 шт стальных пластины равномерно по кругу, чтобы получилась пространственная конструкция. Соединил все сваркой.
Для получения эскиза детали поступаю следующим образом. Фотографигую деталь с расстояния 2-3 метра, а затем обвожу как можно точнее в чертежной программе. Получаем точный эскиз в произвольном масштабе. Чтобы получить масштаб 1:1 замеряю расстояние на детали между двумя произвольными точками (габарит или растояние между двумя центрами отверстий) и масштабирую эскиз, чтобы получить требуемый размер.
Заготовка кронштейнов под двигатель обошлась в 800 грн с учетом материала.

Додаткові файли:
IMG_7665.jpg
IMG_7665.jpg [ 210.45 КБ | Переглядів: 10126 ]
IMG_7872.jpg
IMG_7872.jpg [ 354.46 КБ | Переглядів: 10126 ]
IMG_7874.jpg
IMG_7874.jpg [ 353.17 КБ | Переглядів: 10126 ]
IMG_7884.jpg
IMG_7884.jpg [ 317.91 КБ | Переглядів: 10126 ]
IMG_7887.jpg
IMG_7887.jpg [ 459.9 КБ | Переглядів: 10126 ]

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:50 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Валы центровать тоже удобно получилось - у вала КПП наружный диаметр примерно 17 мм, а вал двигателя оканчивается резьбой М18. Для центровки нашел втулку с подходящей резьбой и с одной стороны рассверлил резьбу 17-м сверлом на половину глубины.
По диаметру двигатель оказался чуть великоват - шрус упирался в корпус даже без сальника. Исправил это болгаркой - выпилил на корпусе двигателя полукруглое углубление. Видно на фото.
Для крепления задней части двигателя так же заказал заготовку двух кронштейнов на лазере. Здесь посчитал, что 3мм толщины будет достаточно. Высчитал необходимые размеры и отдал на гибку. Затем все-таки немного усилил, приварив по два ребра на каждый кронштейн. Один из кронштейнов стал на штатное место крепления бензинового ДВС к кузову, второй прикрутил к двигателю.
Между кронштейнами в дальнейшем установил два резиновых виброизолятора 40х40 (используются для монтажа вентиляторов, кондиционеров и пр.). То есть, мотор с коробкой крепятся к кузову через резиновые элементы, как и положено.

Додаткові файли:
IMG_8062.jpg
IMG_8062.jpg [ 325.73 КБ | Переглядів: 10123 ]
IMG_8089.jpg
IMG_8089.jpg [ 364.71 КБ | Переглядів: 10123 ]
IMG_8013.jpg
IMG_8013.jpg [ 449.78 КБ | Переглядів: 10123 ]
IMG_8080.jpg
IMG_8080.jpg [ 260.56 КБ | Переглядів: 10123 ]
IMG_8083.jpg
IMG_8083.jpg [ 274.7 КБ | Переглядів: 10123 ]

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:56 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

В силу сложившихся обстоятельств клеммник получился в самом низу кузова.

Додаткові файли:
IMG_8018.jpg
IMG_8018.jpg [ 449.42 КБ | Переглядів: 10120 ]

Автор:  jenki [ 07 січ 2018, 23:58 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Соединение валов произвел через гибкую муфту ВАЗ. Просто она уже стояла на двигателе, прошлый владелец установил. Для крепления к валу коробки разобрал диск сцепления и достал из него шлицевую втулку. По размерам втулки и гибкой муфты заказал необходимые заготовки. На всякий случай - из качественной стали. После подгонки отдал на закалку.

Додаткові файли:
IMG_7880.jpg
IMG_7880.jpg [ 396.03 КБ | Переглядів: 10120 ]
IMG_7881.jpg
IMG_7881.jpg [ 327.81 КБ | Переглядів: 10120 ]
IMG_7878.jpg
IMG_7878.jpg [ 372.93 КБ | Переглядів: 10120 ]
IMG_7879.jpg
IMG_7879.jpg [ 233.94 КБ | Переглядів: 10120 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:03 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Отдельно отмечу, что внутреннюю полость мотора и клеммную коробку постарался максимально герметизировать. Для герметизации клемм согнул из жести коробочку по размеру крышки клеммника двигателя и этой же крышкой прижал к корпусу. Все щели прошел силиконом. Провода завел через гермовводы. Для окон в корпусе двигателя так же изготовил лючки из жести. Теперь теоретически, даже ныряние в лужу мне должно быть не страшно.

Додаткові файли:
IMG_8075.jpg
IMG_8075.jpg [ 467.43 КБ | Переглядів: 10118 ]
IMG_8076.jpg
IMG_8076.jpg [ 415.81 КБ | Переглядів: 10118 ]
IMG_8092.jpg
IMG_8092.jpg [ 403.16 КБ | Переглядів: 10118 ]
IMG_8093.jpg
IMG_8093.jpg [ 247.21 КБ | Переглядів: 10118 ]
IMG_8094.jpg
IMG_8094.jpg [ 243.04 КБ | Переглядів: 10118 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:09 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Клеммная коробка еще увеличила выступ этого элемента двигателя. На фото не так видно, как в реальности.

Додаткові файли:
IMG_8095.jpg
IMG_8095.jpg [ 314.28 КБ | Переглядів: 10117 ]
IMG_8098.jpg
IMG_8098.jpg [ 245.72 КБ | Переглядів: 10117 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:12 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Поэтому под моторным отсеком установил защиту.

Додаткові файли:
IMG_8905.jpg
IMG_8905.jpg [ 325.25 КБ | Переглядів: 10116 ]
IMG_8896.jpg
IMG_8896.jpg [ 243.27 КБ | Переглядів: 10116 ]
IMG_8904.jpg
IMG_8904.jpg [ 306.32 КБ | Переглядів: 10116 ]
IMG_8895.jpg
IMG_8895.jpg [ 399.58 КБ | Переглядів: 10116 ]
IMG_8909.jpg
IMG_8909.jpg [ 407.56 КБ | Переглядів: 10116 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:15 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

На обратной стороне вала двигателя закрепил датчик оборотов.

Додаткові файли:
IMG_8074.jpg
IMG_8074.jpg [ 393.96 КБ | Переглядів: 10116 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:21 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Для сборки батареи решил воспользоваться идеей, взятой с форума. Каждый пакет прикрепил с помощью скотча к заготовке, вырезанной из пластикового профиля для стеновых панелей. Взял самый тонкий профиль толщиной 4мм. Профиль выполняет несущую роль и разделяет пакеты друг от друга для лучшего охлаждения. Из металлического уголка сварил каркас, в котором набирал батарею из элементов.
А вот дальше допустил ошибку, когда решил соединять контакты путем сгибания их несколько раз. Получил неразъемную конструкцию, намучался пока соединил. С виду контакты казались такими тонкими и нежными, как фольга. Не думал, что получу такую проблему, но отступать было поздно. В общем, не повторяйте мою ошибку и не копируйте этот способ. Следующую батарею так точно не буду собирать.
Для установки батареи планировал позже сделать металлический ящик. А сначала - вырезал и собрал из ДСП. Начал примерять под капотом и обнаружил очередную проблему - капот не закрылся буквально на пару сантиметров. Короче, с батареей получился полный фейл. Походу, у многих возникает проблема со сборкой батареи, и я наткнулся на те же грабли.
Пока батарея стоит в багажнике.
Одна деталь по батарее - между контактами промазывал контактной смазкой для алюминиевых контактов.

Додаткові файли:
IMG_8400.jpg
IMG_8400.jpg [ 328.85 КБ | Переглядів: 10115 ]
IMG_8401.jpg
IMG_8401.jpg [ 325.06 КБ | Переглядів: 10115 ]
IMG_8402.jpg
IMG_8402.jpg [ 408.17 КБ | Переглядів: 10115 ]
IMG_8404.jpg
IMG_8404.jpg [ 231.16 КБ | Переглядів: 10115 ]

Автор:  jenki [ 08 січ 2018, 00:23 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

В силовой цепи установил автоматический выключатель на 200А и плавкий предохранитель на 250А.
Автомат - трехфазный. Фазы соединил последовательно, получив двойной разрыв цепи при срабатывании автомата - для более надежного разрыва дуги.
Пока не поставил контактор, пользуюсь автоматом для обесточивания двигателя.
По совету Романтика приобрел сердечники из распыленного железа для дросселей. Намотал на них по 10 витков кабеля. Двойной дроссель стоит в цепи двигателя, одинарный - в цепи контроллера.

Додаткові файли:
IMG_9055.jpg
IMG_9055.jpg [ 304.3 КБ | Переглядів: 10114 ]
IMG_9049.jpg
IMG_9049.jpg [ 351.38 КБ | Переглядів: 10114 ]
IMG_9050.jpg
IMG_9050.jpg [ 427.88 КБ | Переглядів: 10114 ]
IMG_9046.jpg
IMG_9046.jpg [ 376.45 КБ | Переглядів: 10114 ]

Автор:  Goga65 [ 08 січ 2018, 09:04 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Красивый проект :bravo: ,ждем продолжения...(Задняя крыльчатка на ДС отсутствует?)

Автор:  Инженер [ 08 січ 2018, 11:41 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Очень хороший пример грамотной конверсии! В котором один из приоритетнейших моментов - это состояние и параметры донора, с которым не нужно делать НИЧЕГО! А подготовка донора до нужной! кондиции - это как правило 80-90% временных,да и материальных затрат. Да и работы выполнены аккуратненько. Но как-же ж без традиционных "НО" :mrgreen:
- лично мне,традиционно :lol: ,не нравится применение муфт,ну прям категорически... но в который раз
"распространяться" не буду - ездит и ездит,дело хозяйское...
- и второе - Вы закрыли все вентиляционные отверстия/проемы (и как говорите,достаточно герметично)!
Сомнительное решение. И если даже температурный режим мотора позволит (а лето и жара покажут), то избавляться от продуктов износа тоже крайне желательно! Если не продувку,то Хотя бы сапуны какие-нибудь!
Ну а так,беглым взглядом, вроде бы всё ОК!
А напряжение не думаете "приподнять"?
... И ещё - гофры "бытовые" не желательно использовать. Хоть и ультрафиолета под капотом не много,но со временем поыпятся. Специальные автомобильные гофры не так дОроги...

Автор:  Kapral88 [ 08 січ 2018, 12:01 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Fiat Punto электро от jenki

Проэкт просто замечательный.несколько вопросов. Ячейки в батарее будут лежать или стоять? Бмс не планируете вообще?как будет осуществлятся контроль за напряжением на ячейках? (Не увидел балансирных проводов) а вообще, мне кажется,с батареей не очень хорошо получилось.так соединение нельзя делать , может ещё следует обжать болтовым соединением.на транспорте будут вибрации, а если ячейки будут стоять.

Сторінка 1 із 6 Часовий пояс: UTC + 2 години
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/