Зарабатывать деньги и делать людей счастливыми – таковы две главные задачи бизнеса по Максу Гурвицу. Серийный предприниматель и венчурный инвестор, помогающий украинским стартапам засветиться в Кремниевой долине, делится советами с молодыми предпринимателями.
Макс Гурвиц – основатель Eleven Startup Accelerator и соорганизатор украинского павильона на конференции TechCrunch Disrupt, а также экс-глава венчурного фонда CCC Startups и проекта Startup AddVenture. Свою предпринимательскую карьеру он начинал в Нидерландах, а последние несколько лет живет и работает в Кремниевой Долине. Недавно Гурвиц приезжал в Киев и выступал в инновационном парке UNIT.City на встрече под названием Startups: make money, make people happy, and not lose your mind. K750 публикует несколько рекомендаций для стартаперов из его выступления.
Начните прямо сейчас
Последнее десятилетие – время быстрых изменений. Создание жизнеспособных, прибыльных и значимых компаний перестало быть чем-то загадочным и невозможным – кажется, что сегодня это может сделать каждый. Люди практически с нуля создают большие монолитные компании, которые правят целыми отраслями – Google, Amazon и многие другие. За последние 10 лет многие стартапы стали корпорациями – без грандиозного капитала, без больших природных и человеческих ресурсов. Мне посчастливилось быть частью этих удивительных процессов.
Еще в 2008 году, когда я запускал свою первую компанию в Нидерландах, все выглядело иначе. Мы с товарищами по университету создали онлайн-сервис юридических консультаций. Помню, как однажды встретил бывших коллег из большой юридической компании и услышал вопрос: «Ну что, как твой стартап? Продолжаешь сидеть дома в трусах за ноутбуком? Когда наиграешься, возвращайся – думаем, босс примет тебя назад». Это действительно забавно, что в тот момент в Амстердаме молодым и амбициозным людям идея корпоративной работы казалась крутой, а идея создания своего стартапа – нет.
В то время было мало информации о том, как все работает, как получить финансирование, что такое ангельские инвестиции. Тогда инвесторы охотно вкладывали деньги в кафе, службу доставки, но только не в малопонятный бизнес вроде юридического онлайн-сервиса. Это было 10 лет назад, но посмотрите — сейчас Голландия вкладывает в венчуры огромное количество частных и правительственных денег.
Старайтесь зарабатывать с первого дня
Деньги — один из лучших фильтров в предпринимательстве. Я знаю, что сейчас считается очень модным найти финансирование еще на стадии идеи или прототипа: получить ангельские инвестиции или грант, попасть в программу акселератора. Бытует мнение, что невозможно построить стартап без денег инвестора или без участия во всевозможных программах. Я категорически не согласен. Более того – практика показывает, что большинство успешных компаний не получали инвестиций на ранних стадиях своего развития. К тому моменту, когда проект получает внешнее финансирование, он уже, как правило, достигает определенного успеха.
В отличие от привлеченных, заработанные деньги – однозначный показатель того, что вы сделали что-то правильно.
Фокусировка на доходах, которые приносит ваш продукт или сервис — лучший способ увидеть свои ошибки. Да, бесспорно, если вам предлагают инвестиции, не надо сразу от них отказываться. Но ваш доход – это главное, даже если вы заработали всего каких-нибудь 100 евро. Когда наша компания заработала первые 500 евро, нам стало ясно – вот именно здесь мы сделали что-то правильно. И начали думать: как повторить этот шаг, как зарабатывать такую сумму не в месяц, а каждую неделю, каждый день, каждый час, каждую минуту. Если руководствоваться такой логикой, то обязательно придешь в точку, где все так и будет происходить.
Делайте людей счастливыми
Звучит, как очевидный факт, но от этого он не перестает быть истинным – смысл предпринимательства заключается в том, чтобы делать людей счастливыми. Клиенты должны быть довольны вашим продуктом. Люди должны хотеть работать на вас. И, конечно же, счастливыми должны быть ваши партнеры. Если вам все это удастся, вы сможете наращивать свои доходы, без труда находить источники финансирования, нанимать лучших людей. Хороший предприниматель сначала фокусируется на главном. Если нет цели и нет чувства удовлетворения от того, что делаешь – в конечном итоге, ничего не будет работать.
Не страшно, когда у бизнеса есть проблемы – с ними каждый день сталкивается любая компания. Но в сложные времена из одних компаний люди сразу уходят, а из других – нет. И дело не только в сильном бренде. Люди гораздо охотнее переживают сложные времена вместе с компаниями, у которых есть определенная культура – делать людей счастливыми.
Верьте в себя
Люди будут говорить, что у вас не получится. Не верьте им. Да, не у каждого есть способности к лидерству, не каждый – экстраверт, не всем комфортно выступать наперед аудиторией. Но если талантливый инженер или дизайнер не хочет вести переговоры с инвесторами или заниматься продажами – он все равно может стать крутым фаундером стартапа.
Работа в стартапах в качестве наемного сотрудника – тоже важный шаг на пути к собственному проекту. Нет лучшей школы для успешного фаундера, чем работа в компании, которая выросла с десяти человек до ста или тысячи сотрудников. Вы были там, когда это происходило – а значит, становитесь очень ценным активом для рынка.
И запомните: поражение – не вариант. Такого слова, как неудача, не существует. Вы потерпели неудачу, только когда заболели или умерли. Все остальное не считается. Любые трудности – лишь небольшие шаги к вашему успеху.
Поэтому необходимо продолжать экспериментировать, а главное – работать. Вдохновение — обязательная часть создания бизнеса, но важнее всего просто продолжать делать работу. Если с первого раза не получилось, попробуйте что-то другое, пока не найдете то, что подойдет именно вам.
Не читайте истории успеха
Мне не очень близка идея менторства. Я не думаю, что условия, в которых находилась моя компания или я сам, будь они хорошими или плохими, можно воссоздать и использовать для другого бизнеса.
Поставьте хороший фильтр на всю информацию, которую слышите от людей или находите в интернете. Я скептически отношусь к историям а-ля «5 вещей, которые должен делать каждый успешный человек» или «Что делали Билл Гейтс и Авраам Линкольн, чтобы стать успешными». Авторы этих статей зарабатывают на ваших кликах, при этом сами они очень редко понимают, о чем пишут.
На самом деле, никто не знает, что вам нужно делать. Ни Илон Маск, ни Стив Джобс, ни Билл Гейтс не знают, какую кнопку надо нажать, чтобы у вас все сработало. И помните – они тоже ошибались.
http://k750.media/post/745