Електро-автосам https://electroavtosam.com.ua/forums/ |
|
Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 https://electroavtosam.com.ua/forums/viewtopic.php?f=35&t=2393 |
Сторінка 6 із 10 |
Автор: | Stalker_W [ 16 січ 2018, 09:57 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
-=TRO=- писав(ла): А тем кому надо готовое решение, даже и не знаю куда послать . А я знаю. Вот здесь купить у китайцев. Реально работают у меня уже полгода. Плюс скоро подоспеет решение от запорожцев. У них активные балансиры для свинцовых 12-вольтовых аккумуляторов были отличны. Электромобиль с ними на 10-15% дальше проезжал. Теперь они добрались и до лития.
|
Автор: | ДядяВася [ 16 січ 2018, 11:55 ] | ||
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 | ||
Раньше неплохую идею по балансировке лифера (именно балансировке, а не только ограничению) подал DeLike: viewtopic.php?f=35&t=2020 Правда, его схема не соответствует его же идее. Предлагаю такой вариант. Смысл в наличии отрицательной обратной связи на R2. Схема сырая, не взыщите, резисторы посчитаны на начало срабатывания 3,4В, конец - 3,7В, (уточнить не помешает). В процессе работы ток будет нарастать от минимума до максимума, и будет продолжать балансировать в этом диапазоне даже после выключения зарядки. Но! Система контроля, защита от перезяряда/переразряда батареи обязательна, независимо от наличия/отсутствия любых балансиров! Поэтому лучше взять готовую БМС, например Геннадия: viewtopic.php?f=35&t=800&start=90 Мне понравилось, что у него на экран, кроме всего прочего, выводится состояние самой сильной и самой слабой ячейки, что косвенно информирует о здоровье батареи задолго до того, как сработает защита.
|
Автор: | ДядяВася [ 16 січ 2018, 21:25 ] | ||
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 | ||
Оказывается, некоторые TL431 рассчитаны на 100-150мА, поэтому есть соблазн упростить схему и обойтись без дополнительного ключа. Любителям просто балансиров предлагается такой вариант:
|
Автор: | irde [ 16 січ 2018, 21:40 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
по моему - не будет оно работать. ПОС не в той фазе. |
Автор: | irde [ 16 січ 2018, 22:55 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
ДядяВася писав(ла): В этом и смысл, что ПОС заменена на ООС. а какой в этом смысл? у ТЛ431 и так ВАХ пологая , а вы ее еще больше наклоняете. Тут наоборот , нужно вводить ПОС , что бы вывести ее в триггерный режим, добиться четкого срабатывания и гистерезиса,тот что Дрим предлагал , в классике схема вот так выглядит Додаткові файли: 2018-01-16 22 51 08.jpg [ 13.92 КБ | Переглядів: 5296 ] |
Автор: | ДядяВася [ 16 січ 2018, 22:59 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Логика мне понятна, схему эту знаю. К сожалению, триггерный режим из балансира делает дисбалансир. |
Автор: | irde [ 16 січ 2018, 23:08 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
может итак , но это при токах как у Михалыча , 3-5А. А если там 50-100ма ? |
Автор: | ДядяВася [ 16 січ 2018, 23:11 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Про 3А речь не идет. Я считаю, что 50мА+/- вполне достаточно. Кому мало - тот с транзистором применит. Токи считать легко - при 3,4В около 0 мА, при 3,45 - 50 мА, при 3,5В уже 100 мА, а при 3,6 - 200. Это больше, чем достаточно. |
Автор: | mr.Dream [ 16 січ 2018, 23:29 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Сначала я делал в своей бмс гистерезис примерно 19мВ. Потом совершенствуя прошивку у меня закончилось место на тиньке, и гистерезис я убрал. И как показала практика, если гистерезис не больше падения напряжения на проводах, то разницы никакой в конечном результате. А отличия во времени выравнивания несущественные. Слишком большой гистерезис действительно приводит к разбалансу. На лифере это не пометно, так как от 3.6 до 3.55 скажем разница в запасе доли процента, а вот на кобальте от 4.20 до 4.15 очень много теряем. А китайские бмс имеют огромный гистерезис, почему то. И если сегодня балансир травит одну выскочку, то завтра уже другую, так как за ночь просядет прилично даже при токе 50мА. И так вечно) от этого общая ёмкость батареи не увеличится. А балансир как раз и нужен для максимальной энергоотдачи всей батареи вследствие равномерного заряда всех элементов. Раньше я делал позитиву балансир на 24 канала на тл431, то без каких либо обратных связей. Паралельно балансирному резистору был красный светодиод, то было заметно, как при 3.45 уже слегка начинал светиться и в полный накал уходил аж где то при 3.57. Но для тл431 нужно задать правильный рабочий режим, как по току нагрузки так и по току управления. Вход у ней относительно низкоомный, что подразумевает достаточно низкоомный делитель по входу с током не менее 1мА вроде. |
Автор: | ДядяВася [ 16 січ 2018, 23:40 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Про входное сопротивление все верно, но это еще зависит от производителя. У Тexas instruments, например, в примерах нарисовано 24k для R2, у ST 10k считается нормой. А низкоомный вход нам ни к чему. |
Автор: | ДядяВася [ 17 січ 2018, 10:02 ] | ||
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 | ||
Следующий вариант - с индикацией. Светиться начинает при токе балансировки 50 мА и напряжении 3,55В (примерно), с увеличением яркости пропорционально увеличению напряжения. На всякий случай напоминаю, что при срабатывании первого же светодиода нужно уменьшать ток зарядки, и так вплоть до зажигания всех светодиодов. Кстати, обычно в зарядке и так ток падает в конце заряда, и если батарея ровная, то даже регулировать не придется, но надеяться, что так будет всегда не надо, лучше смастырить управление током.
|
Автор: | -=TRO=- [ 17 січ 2018, 10:31 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Чем мне никогда не нравились балансиры на древней TL431, так это тем что у неё низкоомный вход, в итоге нужен прожорливый делитель, и сама она прожорливая, так что если приехать домой на пустой батарее и не поставить её на заряд, то через некоторое время этот балансир может ушатать самый разряженный элемент. Как по мне БМС должна должна оберегать батарею от человеческого фактора, а не вводить дополнительные риски. Поэтому в своем активном (ссыку давал выше) балансире я использовал в качестве верхнего плеча делителя сопротивление подтяжки микроконтроллера, и подключаю его только в момент замера (очень кратковременная процедура), и замер напряжения произвожу предварительно выключив балансировку и выдержав короткую паузу (чтобы просадка на балансирных проводах не влияла). А что бы микроконтроллер не высасывал с разряженной батареи остатки жизни, он при низком напряжении увеличивает время между опросами до нескольких секунд, при этом в промежутках между замерами впадает в полную отключку оставляя работать лишь микропотребляющий ватчдог. А что касаемо балансира с плавным включением и низким током, то там вообще огород с TLками городить не надо, с такой задачей элементарно справляется цепочка из резистора и стабилитрона. Кстати такие балансирные цепочки некоторые производители батарей ставят прямо в щели между банками 18650, равномерно распределяя их по всей батарее (заодно прогрев батареи в конце заряда, что зимой перед выездом вполне не помешает). |
Автор: | Михалыч [ 17 січ 2018, 11:28 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Уважаемые Коллеги! ...Я , в поисках истины, измерял сравнивал ,и анализировал , в меру своих теоретических( скромных) знаний; И пришёл к выводу, что, действительно внутреннее сопротивление ячейки и падение напряжения на ней, не единственная причина разбаланса ячеек..... ....но, однако, и до сих пор не понимаю, как , током балансировки 50 милиампер, можно исправить дизбаланс в 10 - 20 АЧ...автомобильной 100- 200 АЧасовой батареи , и буду очень благодарен тому, кто мне ЭТО объяснит. ...................... Согласен, светлое наше будущее за активным выравниванием , не только во время заряда , но и в покое и в разряде, но , когда ОНО станет реальностью, и не слишком ли повысит стоимость системы ? .....Заманчива и идея отдельных минизарядок, по числу ячеек. Но , преемлемое для вело батареи, -сомнительно, для мощной - электромобильной ; тем более , при тенденции ускорения - увеличении мощности зарядки. Пока проблема остаётся и не только с " лифером", что демонстрируется обилием БУшных -не старых батарей и Лифовских и Тесловских , на вторичном рынке.. |
Автор: | ДядяВася [ 17 січ 2018, 12:04 ] |
Заголовок повідомлення: | Re: Алгоритм зарядки и балансировки LiFePo4 |
Веру в сильноточные «балансиры» я потерял давно, но окончательно меня добила батарея Лифа 12-го года, с остатком емкости 63% - идеально ровная! Даже на более новых такого не видел. Михалыч, весь секрет в предварительной балансировке перед эксплуатацией. Если батарея правильно отбалансирована, то в дальнейшем нужно только слегка поправлять, и 50 мА для этого вполне достаточно. Другое дело, если в ячейке появилась утечка. Можно, конечно большим током подгонять под нее здоровые ячейки, но зачем? Лучше заменить как можно быстрее, а до этого временно можно организовать ей подзаряд от всей батареи. Активное выравнивание имеет право на жизнь, и даже присутствует в современных чипах для БМС. Но в том понимании, что излагаете вы – это только инструмент для поддержания жизни заведомо бракованной батареи. Я такое не приветствую, но считаю, в багажнике электромобиля с лиферной батареей должен лежать источник CC/CV на 3,5В 5-10А. |
Сторінка 6 із 10 | Часовий пояс: UTC + 2 години |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |