ДИЛАРА ТОЛЫБАЕВА
Журналист
24 октября 2015 X416 s0
НАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОКАР
Раньше электрокары казались чем-то далеким, из будущего, теперь же как минимум 10 машин Tesla ездят по улицам Алматы, и кто-то уже видит их из своих окон. Устраиваются пробеги электрокаров, люди начинают спрашивать не про объем двигателя, а про время, уходящее на подзарядку. Более того, в одном из алматинских цехов собирают отечественные электромобили, которые казахстанцы смогут купить уже весной следующего года.
Таир Балбаев всегда хотел собирать автомобили, однако в этой сфере на одном желании далеко не уедешь. Все, что касается машин с двигателем внутреннего сгорания, защищено многочисленными патентами, и если чужой двигатель использовать не хочется, то нужно обращаться в бюро и заказывать новую разработку. В данном случае речь идет как минимум о 1,5 миллиона евро, что для простого автомобильного фаната более чем дорого. Потом на рынок вышли электрокары, имеющие сторонние патенты, чьи производители сами предлагают моторы энтузиастам. Соответственно, порог в таком случае значительно меньше, и Таир не мог упустить такой шанс.
В 2013 году мало кто верил, что, имея только четыре колеса и мотор, команда Таира сможет уже через полтора года представить прототип гоночной электромашины казахстанского производства. Люди, которых Таир приглашал в команду, через некоторое время разочаровывались и опускали руки, поэтому рабочая группа постоянно менялась. Это, безусловно, сопровождалось неудобствами и непредвиденными остановками, зато сегодня Таир имеет команду таких же горящих энтузиастов и фанатов своего дела, как и он сам. А это, по его словам, немаловажный фактор успеха проекта. Чем меньше вокруг тебя незаинтересованных и «лишних» людей, тем продуктивнее становится работа. Пусть их будет только 5, но зато их энергия и желание смогут превратить те же 4 колеса и мотор в полноценную машину.
Таир сам активно участвует в разработке и сборке автомобиля. Помимо управления он делает чертежи и паяет схемы. По его мнению, это один из залогов успеха — водить не рукой, а самому быть вовлеченным в процесс и работать руками вместе со всеми.
Все процессы команда осуществляет самостоятельно. Их основной задачей было научиться делать автомобили, и они идут к ее реализации. «Мы пробуем свои силы в проектировании, разработке и строительстве машин. Мы объединяем группы казахстанских дизайнеров, инженеров и расчетчиков, которые имеют интерес к данной отрасли», — рассказывает Таир. Помощниками им служат книги и зарубежный опыт.
Детали и материалы команда закупает у иностранных производителей, реже — на автомаркетах. Таир объясняет, что эта практика нормальная и используется во всем мире: «Это, конечно, очень патриотично — хотеть выпускать все в Казахстане, но машина состоит из более чем 1000 деталей, и в этом нет смысла. Все крупные заводы, такие как BMW, в большинстве своем сборочные, а детали закупают у специализирующихся на них OEM (original equipment manufacturer. — Прим. авт.). Это плоды глобализации».
Тем не менее без проблем по этой части не обошлось. В Казахстане дефицит информации и станков, а также отсутствие выбора материалов. Недавно Таир изготавливал титановую раму, для этого ему пришлось заказывать титан в Китае, притом что у нас есть титано-магниевый комбинат, который поставляет сырье в тот же Китай. Также нет технологической информации, некуда обратиться, к примеру, за расчетом прочности. Распиловку также приходится делать в Китае, и туда нужно посылать чертежи и разработки, а это все равно риски, несмотря на то что есть договор о конфиденциальности.
Из-за отсутствия информации и экспертизы многое приходится делать самим и учиться на своих ошибках. После того как команда нашла партнеров-производителей, стало немного легче, так как они проводят необходимую консультацию по аккумуляторам и моторам. «Мы, конечно, могли бы обратиться в бюро, которое занимается разработкой автомобилей под заказ, но это дорого и немногим быстрее: у них процесс занимает год. Мы собрали прототип за год с лишним», — делится Таир.
Этим прототипом стала спортивная машина. Ее команда создавала с ориентировкой на VIP-клиентов с уже имеющимися несколькими машинами, которым захочется иметь в своем парке что-то необычное и эксклюзивное. Но это далеко не основная машина в разрабатываемой линейке. Уже весной следующего года, надеется Таир, они смогут представить народный электрокар, который сможет себе позволить среднестатистическая казахстанская семья. Его стоимость будет в пределах $5000, а средняя нагрузка — 180-200 км в день: «Скорее всего, это будет вторая машина в семье. Для жены или для небольших поездок в магазин или парк». Такая цена также прибавляет им конкурентоспособности с Tesla, чья стоимость выше $60 000.
Заманчивым предложением может стать и то, что для смены машины нужно будет лишь поменять корпус. Таир и его команда разработали универсальную платформу, где есть всё, кроме корпуса. Последний покупатель сможет подбирать его сам по своему желанию. Если же ему надоест ездить со старым, то он сможет заказать новый корпус любого цвета, и через 1-2 дня получит новую машину. Это будет и стоить дешевле, и меньше урона окружающей среде наносить.
Помимо автомобилей в линейке команды есть и скутеры, дизайн которых активно разрабатывается. По мнению Таира, пора менять мышление молодежи и склонять ее к более экологичному и эргономичному транспорту.
В целом проблема электрокаров упирается в подзарядку и дальность езды. Так как в Казахстане нет сети электрозаправок, команда рассчитывает на то, что машина будет эксплуатироваться днем, а ночью батарею можно будет заряжать от домашней розетки. Время подзарядки зависит от необходимого километража: 200 км в день — 5 часов подзарядки, 400 км в день — 6-7 часов. Но если в первом случае подойдет самая обычная розетка, то во втором требования к ней повышаются, нужно будет проверить сечение кабеля. К слову, это не сильно ударит по кошельку хозяина, так как в процессе подзарядки тратится всего 5 ампер в час, столько же уходит при работе кондиционера.
Такой проект, безусловно, требует немалых вложений, учитывая, что почти все составляющие покупаются за рубежом. Изначально Таир использовал личные средства, а когда у него появилось что показать, он стал обращаться за помощью в банки, откликнулся Forte Bank. Он никого не убеждал, что все будет, он просто делал вещи, которые нужно было делать, и придерживаться этого же принципа Таир советует всем стартаперам: «У многих проект начинается поиском денег и им же заканчивается. Нужно быстрее приступать к осуществлению идей, а когда у вас уже что-то будет, тогда найдется и финансирование. Без действия идея умирает».
Не стоит также обращать внимание на внешние трудности. У Таира нет запасного плана, он решил для себя, что будет делать все, чтобы идея осуществилась: «Я живу в другом мире. Меня не интересуют объективные или необъективные причины, такие как девальвация. У меня не будет второй жизни, чтобы сейчас все прекратить и сказать: попробую в следующий раз».
На серийное производство команда планирует выйти весной следующего года и представить свои народные автомобили и скутеры. Не обойдет стороной и EXPO 2017, на которой Таир планирует также представить казахстанский электрокар, ведь они — настоящая отечественная компания, занимающаяся зеленой индустрией. Проект начал двигать лежачий камень и оживил исследовательское и инженерное сообщество. Сейчас Таиру звонят и пишут ученые, занимающиеся исследованиями и разработками литиевых батарей. Воодушевились и дизайнеры. Проект открыт и к сотрудничеству со студентами. Так одна компания сможет медленно, но верно зашевелить и дать импульс целой отрасли.
Читать в издании РБК №10 (26) от 19 октября 2015