О влиянии пружин подвески на расход энергии.
С самой покупки Selena cмотрелась несколько приподнятой, с повышенным клиренсом и маловатыми для ниш колесами. На фото не моя машина, но понятно, о чем я говорю.
После замены 360 кг свинца на 110 кг лития кузов приподнялся еще на 3 см, машина как бы встала на цыпочки
Встал вопрос о замене пружин подвески на более мягкие, которые занизят клиренс и сделают подвеску эластичнее. На заднюю ось хорошо подошли пружины от Chery QQ, а вперед, от Оки. Родные передние селеновские пружины имеют толщину прутка 11 мм и диаметр навивки 90 мм, от Оки, соответственно, 10 мм и 94 мм, что дает снижение жесткости, примерно, на 35-40%. После установки новых пружин, корпус осел на 5 см, ход стал стал мягче, но самое интересное - упал удельный расход энергии, с типичных 105 ватт*час/км по городу, со светофорами и лежачими полицейскими до 78(!) ватт*час/км... На дачу я ездил со старыми пружинами, расход составил 92,7 ватт*час/км, с новыми, можно ожидать расход по трассе около 70 ватт*час/км!
После замены свинца на литий заметил, что накат машины заметно ухудшился, стала набирать меньшую скорость на спусках, быстрее останавливалась при езде с отпущенной педалью газа, я решил, что это эффект от снижения массы, трение осталось прежним, масса снизилась на четверть, значит, и накат упал. Но, после замены пружин, накат не только восстановился до "свинцового" уровня - он стал лучше! Кажется, вот оно, чудо, но ларчик открывается просто - все дело в схождении колес. Надо сказать, что за год пользования машиной, раза три делал схождение (то тянуло руль, то заменил рулевые наконечники) на лазерно-компьютерном оборудовании у крутого развальщика, который в ответ на мой вопрос, что делать с тем, что развал (на Селене не регулируется) находился в красной зоне (то есть выходил за пределы рекомендованного), сказал, что его не волнует, как заполнены таблицы данных, он лучше знает как должно быть и точка. После чего, ставил режим Custom и регулировал схождение на власний россуд... Как известно, схождение колес компенсирует увод их в стороны в результате развала, который неизбежен на подвеске Макферсона с поперечными рычагами и это величины взаимозависимые, то есть, определенному углу развала соответствует свое схождение. Получается, что схождение на Селене было отрегулировано без учета развала, колеса проскальзывали и истирались, что и сказывалось на расходе энергии, после замены пружин развал стал меньше (колеса приблизились к вертикали) и схождение стало правильнее, а расход упал. Возможно, расход можно еще уменьшить правильной установкой схождения по заводским инструкциям, но это я сделаю на другом стенде, с другим развальщиком...