Електро-автосам
https://electroavtosam.com.ua/forums/

Масляное охлаждение электромотора
https://electroavtosam.com.ua/forums/viewtopic.php?f=40&t=4277
Сторінка 1 із 2

Автор:  sanfox [ 09 черв 2020, 15:09 ]
Заголовок повідомлення:  Масляное охлаждение электромотора

Продублирую сюда свой пост, возможно пригодится кому нибудь(например у Димы на Смарте похожий моторчик).
На днях наконец то появилась возможность записать лог температуры
мотора в эксплуатации в теплую погоду.
Суть тестирования - продемонстрировать возможность охлаждения электромотора
потоком силиконового масла, прокачиваемого прямо сквозь клеммную коробку и полость ротора. На моторе уже есть водяная рубашка, но из-за его конфигурации она не столь эффективна, как хочется. Я уже делал дополнительное воздушное охлаждение внутренней полости и это помогало, однако выяснилось, что слабым местом является клеммная коробка над мотором. Тепло от обмоток частично уходит в закрытую коробку и перегревает провода там.
Схема масляного охлаждения показана на картинке.
Додаткові файли:
Схема работы масляного охлаждения.jpg
Схема работы масляного охлаждения.jpg [ 154.34 КБ | Переглядів: 8575 ]

Использованы мембранный топливный насос, радиатор в виде цилиндра для АКПП,
резервуар с поплавковым датчиком уровня, в электромоторе сделана сливная магистраль,
которая позволяет держать уровень масла примерно на 20 % от объема внутреннего пространства, ротор его разбрызгивает по всему объему и сливает в маслобак.
Додаткові файли:
насос.jpg
насос.jpg [ 114.52 КБ | Переглядів: 8575 ]

Додаткові файли:
радиатор.jpg
радиатор.jpg [ 106.3 КБ | Переглядів: 8575 ]

Додаткові файли:
маслобак.jpg
маслобак.jpg [ 140.84 КБ | Переглядів: 8575 ]

Додаткові файли:
маслобак под крылом.jpg
маслобак под крылом.jpg [ 210.64 КБ | Переглядів: 8575 ]

Результат применения очень хороший - несмотря на педалирование температура мотора не превышала 85 градусов, до этого мотор в таком режиме перегревался и уходил в защиту.
Логи показаны для езды по городу от квартиры до дома, в противоположных направлениях.
Две точки маршрута находятся на разных берегах Волги, соответственно между ними значительный перепад высот.
Т.о. один путь с горы, второй в гору, отсюда значительная нагрузка на мотор.
Додаткові файли:
График с горы полный.jpg
График с горы полный.jpg [ 152.25 КБ | Переглядів: 8575 ]

Додаткові файли:
Езда в гору.jpg
Езда в гору.jpg [ 152.03 КБ | Переглядів: 8575 ]

Электрическая часть мотора никак не среагировала на появление масла внутри, т.к. масло инертное.
Единственный недостаток, мотор не герметичный, придется его разобрать и собрать на герметике.
Прокачка масла
https://youtu.be/pICdLWw1mEE
Маслобак
https://youtu.be/YqaGe29MxtA

Автор:  Инженер [ 09 черв 2020, 16:21 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

А существующая система охлаждения осталась и работает параллельно или это результаты только «по маслу»?

Автор:  sanfox [ 09 черв 2020, 17:23 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Работают две системы одновременно. Водяное охлаждение удерживает холодным корпус мотора, но тепло до него от обмоток плохо передается.
Была идея просто масла в мотор налить, но потом сделал такую систему. Беда моего мотора а его габаритах, даже при высоком кпд теплу некуда деваться из обмоток. А так получается что на моторчике, который весит 17 кг я свободно держусь в потоке в автомобиле полной массой 1300 кг, это гибрид, барахло в машине и два человека внутри. Через лог я посчитал интегральное потребление энергии, потом среднее нашел, получилось с горы 167вт*ч/км и в гору 190 Вт*ч/км, все в условиях трафика и без рекуперации.

Автор:  Инженер [ 09 черв 2020, 18:39 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

ОК, в любом случае если эффект от «внедрения» есть, то некоторое усложнение конструкции вполне оправдано. Я честно говоря смутно представляю что из себя представляет такое масло, насколько оно вязче воды или другой ож, насколько способно переносить тепло (опять-таки в сравнении с водой). Способен ли обычный жидкостной (центробежный) насос качать его?

Автор:  ДядяВася [ 09 черв 2020, 19:19 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Наличие масла будет вводить дополнительные потери, т.е., ротору в масле будет гораздо тяжелее вращаться, чем в воздушной среде, и чем выше обороты, тем прискорбней эффект "улучшения".

Это как-то учтено? И стоит ли игра свеч?

Автор:  Инженер [ 09 черв 2020, 20:42 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Кстати,Василий, кажись Вы когда-то выкладывали обзор какого-то эл.привода (сейчас не вспомню от чего). Так там «всё в масле» и было ;)
Точно помню

Автор:  ДядяВася [ 09 черв 2020, 21:20 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Да, тоже помню, был кто-то.
Но это точно не я.

Автор:  thunder_blade [ 09 черв 2020, 21:31 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Штольц хабаровский что то такое замутил на своем Зеленом кросаче..... Но вроде как на антифризе..



с 31.30 россказывает про него

Автор:  sanfox [ 10 черв 2020, 08:15 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

ДядяВася писав(ла):
Наличие масла будет вводить дополнительные потери, т.е., ротору в масле будет гораздо тяжелее вращаться, чем в воздушной среде, и чем выше обороты, тем прискорбней эффект "улучшения".

Это как-то учтено? И стоит ли игра свеч?

Да, это учтено, масло кремний-органическое, жидкое как вода, к тому же оно присутствует в виде масляного тумана, т.к. разбрызгивается ротором и сливается из корпуса.
Качаться оно будет и центробежным насосом, но расход большой не нужен, топливный насос низкого давления вполне справляется. Тепло уходит не только в масляный радиатор, но и отдается в систему водяного охлаждения самого мотора.
У индукционных электродвигателей, ротор требует охлаждения, т.к. в нем нет магнитов, а электрический ток присутствует, поэтому Тесла, например использует тепловую трубку внутри ротора, чтобы отводить тепло. Если через такой мотор прокачивать масло, то он будет гораздо более стоек к перегреву. Например славянка 100 го габарита сможет использоваться там, где был 112 габарит. Ну или во всяком случае перегрузку мотор будет воспринимать гораздо спокойнее.

Автор:  танго [ 10 черв 2020, 10:05 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Только масляный фильтр тонкой очистки не надо забывать поставить чтобы масло из не проводящего электричество не превратилось в проводящее.

Тепловые трубки на вращающемся элементе? Хм...

Автор:  sanfox [ 10 черв 2020, 10:56 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

танго писав(ла):
Только масляный фильтр тонкой очистки не надо забывать поставить чтобы масло из не проводящего электричество не превратилось в проводящее.

Тепловые трубки на вращающемся элементе? Хм...

Вообще то этим маслом из баллончика прыскают внутрь электрощитов, чтобы влагу вытеснить. Как оно может воду впитать, если оно гидрофобное?

Автор:  Инженер [ 10 черв 2020, 11:26 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

...а если заполнять весь объем, даст-ли это какой-то бОльший эффект?! И как у Вас с уплотнениями подшипников? Ведь теперь надо будет изолировать уже два направления - как из вне, так и изнутри...
И какие температурные х-ки масла от - до +?
(...кстати довольно актуальная тема, с интересом слежу :winken: ...)

Автор:  Dream Tractor [ 10 черв 2020, 11:39 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Инженер писав(ла):
Кстати,Василий, кажись Вы когда-то выкладывали обзор какого-то эл.привода (сейчас не вспомню от чего). Так там «всё в масле» и было ;)
Точно помню

Не Спарк ли случайно?

Автор:  танго [ 10 черв 2020, 12:14 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

sanfox писав(ла):
танго писав(ла):
Только масляный фильтр тонкой очистки не надо забывать поставить чтобы масло из не проводящего электричество не превратилось в проводящее.

Тепловые трубки на вращающемся элементе? Хм...

Вообще то этим маслом из баллончика прыскают внутрь электрощитов, чтобы влагу вытеснить. Как оно может воду впитать, если оно гидрофобное?


"....Масло должно быть масляное..." - Л. И. Брежнев.
Масло служит для смазки трущихся механизмов, и в любом случае в нем всегда через время будет накапливаться металлическая шелупень (масли не масли а от трения поверхностей никуда не деться).
Влага то вторично, хотя при наличии "высокого" напряжения - это немаловажно тоже.

На "долгоиграющих" (работающих круглосуточно с постоянной циркуляцией масла для смазки и охлаждения) моторах ставят цепь фильтров.

Автор:  sanfox [ 10 черв 2020, 12:34 ]
Заголовок повідомлення:  Re: Масляное охлаждение электромотора

Я не против фильтров, это дельный совет!
У меня подшипник открыт только со стороны вала, с другой стороны стоит энкодер и над ним крышка с уплотнительным кольцом.
Уровень масла гораздо ниже подшипника, кроме того силами инерции его должно отбрасывать на периферию. Подшипники закрытые, не сильно должно течь. Можно сальник поставить, но можно применить другой хитрый способ. Пока не скажу какой. :D :D :D
Додаткові файли:
мотор разрез.jpg
мотор разрез.jpg [ 134.83 КБ | Переглядів: 8403 ]

Сторінка 1 із 2 Часовий пояс: UTC + 2 години
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/