[/url][://www.autocentre.ua/ua/news/kakie-skrytye-opasnosti-tayat-v-sebe-elektromobili-451888.html][/url]
Какие скрытые опасности таят в себе электромобилиТатьяна Федорчук
Об этом мало кто задумывается, но электромобили имеют свои скрытые опасности, не проявляемые до поры до времени. А вот спасатели по всему миру о них уже наслышаны - столкнувшись с этими рисками, сегодня они толком не знают, как с ними справляться.
Удивительное дело, но, приезжая на ДТП или возгорание электромобиля, спасатели часто боятся к нему приближаться, стоят в сторонке и ждут, пока он сам потухнет.
Причина такого бездействия проста – у профессионалов возникает масса вопросов: начиная от «поврежден аккумулятор или нет?» до «где в этом автомобиле проходят силовые кабели, находящиеся под напряжением?». Ведь в покореженном аварией и огнем автомобиле сложно разобраться, что к чему и как он устроен.
Додаткові файли:
Avariya-elektromobilya-spasateli-stoyat-ryadom.jpg [ 118.76 КБ | Переглядів: 2296 ]
Горящая Тесла, к которой спасатели не рискуют приближаться
Тем более, автопроизводители не строят сегодня электромобили по одному лекалу, а пока еще экспериментируют с их конструкцией, и общие эксплуатационные стандарты на них пока не определены.
Сгоревший BMW i3, залитый пожарной пеной: спасателям нужно знать устройство батареи, и электрической системы автомобиля при выборе средства пожаротушения
В итоге, сталкиваясь с серьезной аварией электромобиля, спасатели и пожарные не уверены, что можно делать, дабы не подвергнуть себя, своих коллег и пассажиров авто опасности. Ведь в машине на электротяге есть риск быть пораженным током напряжением выше 365 вольт. А опасными для человека считаются уже 120 вольт постоянного тока.
Использование гидроножниц и иных спасательных инструментов предполагает обязательное знание, где находятся силовые кабели электромобиля
Еще хуже, если в таком аварийном авто оказывается зажатым пострадавший водитель и пассажиры, а спасатели не знают, как им помочь, боясь поражения током.
Получается, на сегодняшний день технические службы и пожарники отстают в своих знаниях от научно-технического прогресса. И их подготовку, а также инструкции поведения в той или иной ситуации требуется срочно пересматривать.
Более того, в авариях электромобилей существует проблема, о которой вообще мало кто слышал – повторное возгорание без видимых причин спустя значительное время после аварии.
Повторное возгорание электромобиля
Иногда попавший в аварию и сгоревший электромобиль, отвезенный на свалку или стоянку, без видимых причин начинает вновь загораться. И это может происходить не раз, и не два.
Причиной тому служит конструкция литий-ионной батареи. В ее ячейках катод и анод обычно разделяется лишь тонкой перегородкой (сепаратором) из пористого полимерного материала. В результате аварии в этой перегородке появляются трещины, что может спровоцировать замыкание с последующим нагревом до очень высокой температуры – вплоть до 900 °C. Все это приводит к повторному возгоранию электромобиля будто бы без видимых на то причин.
На сегодняшний день спасатели по всему миру уже начали разрабатывать методику тушения электромобилей и их вскрытий после ДТП.
Так, в первую очередь для тушения и профилактики повторного самовозгорания батареи ее требуется быстро и эффективно охладить. Лучше всего это сделать путем заливки аварийного транспорта большим количеством воды.
Однако, быстрое охлаждение батареи затрудняется тем, что она в электромобилях инкапсулирована (т.е. заключена в оболочку), а ее ячейки перегреваются путем цепной реакции, выделяя огромное количество тепла.
Особенно плохо обстоит дело с батареями, у которых катоды выполнены из оксида кобальта. В таких аккумуляторах температура каждую минуту может повышаться на 370°C, в итоге достигая больших показателей и вызывая взрыв. И даже после будто бы полного тушения огня, запасенная энергия в них способна долго сохраняться, приводя к повторным возгораниям электромобиля.
Контейнер для погружения в него «карантинного» электромобиля
Чтобы этого избежать, сейчас уже в некоторых странах мира появилось такое понятие, как помещение аварийного электрического транспорта на карантин. Искореженную машину погружают в металлический контейнер, наполненный холодной водой. Подобным способом поврежденную батарею заставляют быстро остыть.