Поточний час: 28 бер 2024, 17:12

Часовий пояс: UTC + 2 години


Правила форума


Тільки проекти, у які вкладено гроші. Решту просимо публікувати у"Концепції та ідеї"


Почати нову тему Відповісти на тему  [ Повідомлень: 32 ]  На сторінку 1, 2, 3  Наступ.
Автор Повідомлення
 Заголовок повідомлення: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57505Повідомлення 04 трав 2018, 15:15 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пора и мне открыть тему о своем начатом проекте переоборудования 968-го "ушастика" на электротягу :) .

С большим интересом изучил разделы по самодельным электромобилям, текущим разработкам и многие другие темы - это помогло мне найти ответы как на основные, так и на очень специфические вопросы. Поэтому, в первую очередь хочу поблагодарить всё сообщество Электро-Автосама за формирование такой базы знаний!

Далее попробую обозначить ключевые моменты, отступление в предысторию по своей машине отдельно спрятал под спойлер.
Итак, относительно того, какую машину переоборудовать на электротягу вообще не было сомнений, поскольку 968-й Запорожец мне нравится ещё с детства времен начальной школы. Много лет прошло, а мой интерес к этой машине никуда не делся, даже усилился :) .
Покупка состоялась ещё в 2015 году, из разных вариантов практически не выбирал (увидел объявление, сразу решил, что просто нужно хватать пока есть). Конечно, за более чем 40-летний возраст машины, во многих местах её подбили, кое-где даже очень неслабо. Но решающими аргументами "за" при покупке было то, что кузов абсолютно не гнилой, так как зимой никто не ездил, и есть возможность полной перерегистрации машины. К тому же, это ушастый, а цвет с завода и по документам желтый, - всё как раз именно так, как хотелось :hurra: . Проехал совсем чуть-чуть, и через некоторое время начал всё разбирать, поскольку состояние систем было неизвестно - а это же вопрос безопасности.
Учитывая дороговизну батарей, думал сначала сделать бензиновую 40-вку в качестве переходного варианта. Но, понимание того, что эта гиря снова будет трястись и закапчивать кузов, не способствовало желанию капиталить имеющийся движок. Когда я прикинул, сколько и какой работы нужно проделать, чтобы привести в чувство хотя бы ту 40-вку, которая и так в наличии, у меня сложилось впечатление, что есть риск потратить кучу своего времени и средств на создание чего-то бесперспективного и неинтересного (как для меня). А если ко всему этому добавить ещё сложности дальнейшего обслуживания...
В общем, не смотря ни на что, выкорчевал и начал разбирать этот бензомасляный агрегат. И вот тогда уже окончательно прочувствовал, насколько же это музейные технологии! В связи с этим навсегда были отброшены все мысли относительно любых бензодрыгателей. Да и вообще, учитывая что я эл.велосипедист с 5-летним стажем - знаю, как это классно, когда твой транспорт именно на электротяге! Таким образом, взял курс на электрификацию Запорожца. Кстати, мне почему-то совсем не хочется называть его "донором", - ведь это мой будущий электромобиль, и машина, которая на мне самом деле очень нравится ;) .

Теперь конкретно по технической стороне. Моя основная задумка - машина для неторопливой езды. То есть, на равнине, при полной предполагаемой загрузке (ещё 1-2 пассажира) хотелось бы уверенно ехать со скоростью около 60км/ч. А если налегке, то иметь в запасе возможность разгона до 80км/ч было бы вообще супер.

Мотор - сериесник D&D ES-67A-29 на 7,5кВт, чуть позже обязательно напишу о нем подробнее. Оставляю родную КПП, - в моем случае это самый оптимальный вариант, поскольку иногда может понадобиться "экстра-тяга". Хотя в городском режиме должно хватать какой-то одной передачи (скорее всего 3-й), но изредка нужно будет заехать с пассажирами на крутой подъем.
Контроллером пока не обзавелся, ещё размышляю на счет максимального тока для моего двигателя, чтобы получить нормальную динамику.

По батарее уже однозначно определился в пользу лития, причем это решение окончательное и передуманию не подлежит :) . Хотя на данный момент по моим возможностям это очень смелое желание, тем не менее, так называемый "старт" на свинчатке не рассматриваю - для меня это сразу финиш. По такому пути пошел, когда собрал свой первый электровелик, и откатал аж 4 сезона. В целом, не могу сказать, что свинец прямо таки плохой. Это вполне хороший вариант на этапе самого первого знакомства с электротранспортом, у меня он уже пройден ;) .
Стартерный свиноблок из-под капота ликвидирован вместе с площадкой под него. Так что, для бортовой сети ориентируюсь только на DC-DC преобразователь, или может пару маломощных.

На счет зарядника для тяговой батареи мне ещё нужно вникнуть основательнее. В любом случае, для начала идея такая: включил ЗУ в обычную сеть 220В, по окончании процесса оно должно отключиться, и всё. Относительно балансировки - я понял, что хорошие варианты есть, можно будет выбрать.

На данный момент машина разобрана, какой-то этап по части кузовных работ пройден, но ещё много чего нужно исправлять:
Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Вот такой забавный вид - кузов на колесах)
20180501_01.jpg
20180501_01.jpg [ 454.94 КБ | Переглядів: 9317 ]

В общем, старался не сильно громоздко описать свою задумку, но уже как получилось :roll: . Обещаю прислушаться к каждому совету и мысли!


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57520Повідомлення 04 трав 2018, 18:47 
Не в мережі

Звідки: Украина Сумы
Дякував (ла) 74 Подякували 44
Хочу електротранспорт: неопределился
Deemkienz писав(ла):
Здравствуйте, уважаемые коллеги!.....

В общем, старался не сильно громоздко описать свою задумку, но уже как получилось :roll: . Обещаю прислушаться к каждому совету и мысли!


Тоже являюсь владельцем 968 и тоже будоражат мысли сделать что нибуть такое...
Историй использования серисников полно и не секрет что после такой переделки появляться желание поставить что нибуть по лучше, пример Димы (babac) тому яркий пример(сори за тавтологию), я просто советую посмотреть в сторону привода от лифа, причём использовать его полностью, разве что двигатель перемотать, и возможно использовать сторонний контролер(использование стороннего контролера может решить 3 момента; 1) подобрать контролер под своё напряжение, 2) уменьшить высоту привода что по моим прикидкам позволит разместить на месте КПП весь привод,что оставит место под багажник, 3) использование уменьшенного по высоте двигателя позволит перенести силовую панель моторного отсека на 150-180мм внутрь салона(место установки бака)и возможно соединить моторный отсек и салон.

Такая революция не возможна на965 а вот 968ом возможна, правда при условии не использования родной КПП.


Додаткові файли:
ZAZ_968 разрез.jpg
ZAZ_968 разрез.jpg [ 224.21 КБ | Переглядів: 9287 ]

_________________
---------------------------------------------------
Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57598Повідомлення 05 трав 2018, 18:42 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Babylon, дело в том, что я по многим причинам определился именно в пользу сериесника, - он уже есть, скоро напишу о нем.
По поводу изменения точек крепления агрегата к кузову, как в случае с Лиф-мотором и его редуктором - насколько мне известно, любые подобные действия могут потом создать проблемы при перерегистрации машины в электромобиль. Да и в самом кузове что-то придется вырезать, а трогать моторный щит и "поддиванник" я бы не рискнул, уж очень ответственные детали...
Пример Димы с БЛДСниками собственной разработки - это для меня вообще космический уровень :D . Я самодельщик-любитель, привык реально оценивать свои силы, исходя из конкретных возможностей - это мне всегда помогало доводить начатое до ожидаемого результата.
Хотя моя основная сфера деятельности очень далека от техники, тем не менее, в тех масштабах, как я задумал - электрификация Запорожца, надеюсь, вполне осуществима :) .


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57605Повідомлення 05 трав 2018, 20:07 
Не в мережі

Звідки: Украина Сумы
Дякував (ла) 74 Подякували 44
Хочу електротранспорт: неопределился
Deemkienz писав(ла):
Да и в самом кузове что-то придется вырезать, а трогать моторный щит и "поддиванник" я бы не рискнул, уж очень ответственные детали...


Я своё видение высказал, но решение безусловно за вами.

_________________
---------------------------------------------------


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57726Повідомлення 06 трав 2018, 20:28 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Да и я всего-лишь конкретизировал свои возможности и взгляды :roll: .
Babylon, ваше видение очень перспективное, и как раз в тему, - в любом случае спасибо!


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57732Повідомлення 06 трав 2018, 20:45 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Теперь, как и обещал, напишу подробнее по мотору.

Пересмотрел по вопросу выбора двигателя огромный объем информации, очень понравился "стопроцентный вариант" с ДС-3,6.
Поскольку во многих технических вопросах я доверяю выдержанной и проверенной временем классике, я реально считаю, что и близко ещё не наступило время отправлять коллекторные моторы в музей :) . В общем, решил, что буду искать подходящий сериесник, причем только новый. Но ведь болгарский ДС-ник от погрузчика вне конкуренции, когда он б/у - в хорошем состоянии и по вкусной цене, а смысла покупать такой же новый я для себя не увидел. На счет их же известного нам всем К9 - всё бы хорошо, так цена с учетом доставки и растаможки получится запредельной.
Тогда начал копать EV-альбом и другие ресурсы, чтобы вникнуть в мировой опыт. Мне понравился американский подход к делу в вопросах электро-конверсий и, собственно, моторы их производства. Самыми относительно-доступными в Америке считаются D&D Motor Systems. У них как раз давно была разработана серия электромобильных двигателей, специально предназначенных для переоборудования легких бензинок. В общем-то, насколько мне удалось выяснить - D&D считают достойной альтернативой Адванседу, по конструкции они очень похожи, а многие даже взаимозаменяемы.
Сначала ориентировался на базовую модель ES-15-6, так как есть хорошие примеры его установки на разнообразные малолитражки, несколько VW-Жуков. Но в ходе переписки с инженером завода и предоставленной мне документации, выбор был остановлен на более длинном ES-67A-29. Это сериесник, при запитке от 72В его выходная мощность 10л.с. в режиме S1. Кстати, для меня стало открытием, что в Америке любят измерять мощность электродвигателей лошадями. Получается, мой мотор примерно на 7,5кВт (при 3000об./мин.). Мне понравилось, что КМ у него при любых оборотах в более-менее приемлемых для родной коробки пределах. Вес - 37.6кг, что наталкивает на мысль разместить батарею прямо в моторном отсеке, не выйдя при этом за пределы заводской нагрузки на ось. По размерам тоже всё должно влезть без проблем.
Ещё есть у D&D более тяговый и низкооборотистый ES-31B - наверное, он тоже мог бы подойти. Но, судя по характеристикам, 67-й мотор к ЗАЗовской коробке просится больше :D .
Касательно реальных ходовых качеств конверсионных двигателей этого производителя - информации с EV-альбома, Ютуба и ещё пары сайтов немного, но общая картина на основе опыта других самодельщиков всё-таки складывается. А вот на просторах нашего интернета мне так и не удалось найти, чтобы кто-то ставил на свою машину любой из двигателей D&D. Ну, если это так и есть, то я постараюсь достойно представить этот моторчик :) .

Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Двигатель D&D ES-67A-29
20180413_01.jpg
20180413_01.jpg [ 301.44 КБ | Переглядів: 9171 ]

Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Двигатель D&D ES-67A-29
20180414_02.jpg
20180414_02.jpg [ 306.54 КБ | Переглядів: 9171 ]

Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Двигатель D&D ES-67A-29
20180414_03.jpg
20180414_03.jpg [ 219.14 КБ | Переглядів: 9171 ]


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57745Повідомлення 06 трав 2018, 21:50 
Творець електромобіля, член клубу
Не в мережі

Звідки: Украина.Кировоград
Дякував (ла) 640 Подякували 810
Мій електротранспорт: ЗАЗ 965
А яка його ціна з доставкой?


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57813Повідомлення 07 трав 2018, 14:32 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Я заказывал прямо с завода, на тот момент он стоил $925. А вот цена доставки и таможенные затраты - это вообще целая тема, но точно скажу, что удалось хорошо сэкономить (морская доставка рулит 8) ). Кстати, всего транспортировка заняла 2 месяца.


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57831Повідомлення 07 трав 2018, 19:03 
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: Харьков
Дякував (ла) 188 Подякували 53
Ну поздравляю с покупкой :winken:
Смотрел тест драйв запорожца, так на него жаловались что он НЕ поворачивает из за тяжелой задницы - очень рекомендую устанавливать всю электро-часть в багажнике, Не ту вас багажника! Забудьте о нем!
Кстати это самая красивая модель запорожца для меня, я сам тащусь от нее, горбатый лично мне не нравится, есть любители именно горбатого. У ушастого такие сзади поворотники прикольные. Не ищите оригинальные детали, это хлопотно и дорого, для вас главное внешняя сторона, все равно девственный ДВС снят и выброшен в тот новый мир где его переплавят и разольют в новую жизнь :)
А что? Подешевле нового сириесника нигде не сыскать? Все таки так дорого.....


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57876Повідомлення 08 трав 2018, 07:45 
Творець електромобіля, член клубу
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: Харьков
Дякував (ла) 140 Подякували 133
Мій електротранспорт: Безлошадный
Хочу електротранспорт: Наш отечественный электромобиль!!!
Двигатель очень интересный, будете ли вы поднимать напряжение до 120-133В?
Насчет контроллера можно предложить от Романтика, надежный проверенный временем.
http://controllers.emkit.net/%D0%BA%D0% ... 0%D1%8B-2/

_________________
http://controllers.emkit.net


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57911Повідомлення 08 трав 2018, 17:26 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Юрий, спасибо - именно на контроллер Романтика и ориентируюсь. Как только справлюсь со всем по кузову и перейду к работе над приводом, тогда сразу займусь вопросом покупки контроллера и некоторой сопутствующей электроники.
Движок изначально оборотистый, так что рассчитываю запитать от батареи с номинальными для него 72-76В. И с зарядкой на такое напряжение, может, будет проще.

Максим, тут такая ситуация: из новых, менее дорогих коллекторников, подходящих для электромобиля по напряжению, тяге и мощности, мне удавалось найти только ДСы/ET-шки на погрузчики, но они низкооборотистые. Заказывать любую неопробованную модель из Китая не рискнул - какие-то там странные сериесники, что за мощность окажется по факту - вопрос.
Относительно управления - на самом деле, если ходовая и рулевое Запорожца в хорошем состоянии, на поворотах машина ведет себя вполне предсказуемо. Соглашусь, заднемоторная компоновка и независимая подвеска, особенно передняя на продольных рычагах обязывает рулить аккуратно, чувствовать работу механики. Но в этом-то и фишка! Ведь такого не испытаешь ни на одной современной машине, напичканой электроникой ;) . Горбатый, наверное, по-своему прикольный. Например, я хотел именно прямой кузов - хотя бы М-ку, а ушастый меня всегда ещё больше интересовал за свой дизайн и как ретро-классика :) .
Оригинальные детали я постоянно потихоньку ищу, уже практически всё есть. Заводской ДВС не выкидывал, он разобран, и почти все его детали я отдаю или продаю за небольшую цену любителям этого движка.
Относительно места для батареи - в моторном отсеке реально останется куча места, а скорее всего, даже и припуск по весу, так что всё Ок.


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57920Повідомлення 08 трав 2018, 19:18 
Творець електромобіля, засновник клубу
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: Украина. Киев.
Дякував (ла) 872 Подякували 1387
Мій електротранспорт: "Электра 2"
Хочу електротранспорт: "Электра 3" вдвое легче, но с втрое бОльшим солнцеобеспечением
.....Мотор - красавец ! Но, ни о каком повышении напряжения не может быть и речи. Это ж не ДС тихоходный, а высокооборотистый мотор, Адванседной породы. Ему не скорость надо повышать, а , возможно -Момент.............
....А вообще, эти моторы очень пластичны и, в умелых руках -Всережимны !


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#57993Повідомлення 09 трав 2018, 10:23 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Михалыч, вот и я проникся этой потенциальной пластичностью сериесника, это одна из причин, почему и определился в пользу именно такого типа двигателя. Ваш трюк с перекоммутацией ОВ, наверное, я пока не смогу повторить - там шинка очень мощно приварена к контактным болтам и полакирована. Теоретически я понимаю, что в заводском варианте со схемой катушек 2+2 мой мотор через коробку при 2-3 передаче должен позволить получить на колесах достаточную тягу. Но на дальнейшее, меня радует мысль, что всё же есть какой-то запас для усовершенствования.


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#64113Повідомлення 16 серп 2018, 19:14 
Власник електровелосипеда
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: г. Киев
Дякував (ла) 33 Подякували 35
Мій електротранспорт: Миницикл 350W
Процесс потихоньку идет, очень медленно, т.к. кузовными работами до этого никогда не занимался. Но, получается довольно неплохо, и вообще, интересно осваивать что-то новенькое - исправил множество проблемных мест. Ещё параллельно отчистил, и аккуратно разобрал в дребезги коробку передач :D .
Тем временем продумываю узел присоединения мотора, делаю 3D-модель. Уже определились некоторые моменты.
Исходя из того, что вал двигателя прилично выступает, переходная плита должна быть очень толстой. Думаю, есть смысл сделать её из части картера старой сороковки. Самый большой плюс - легкость центровки за счет заводских проточек, а значит, останется соосность первичного вала КПП и расточки под вкладыш коренной шейки коленвала. А уже для центровки промежуточной пластины с мотором относительно картера, можно использовать родной укороченный вкладыш или новую деталь подобной формы.
Больше всего мне нравится соединение валов на жесткой муфте, без резинок. Шлицевую от диска сцепления думаю прикручивать болтами, без сварки (на модели пока болты не прорисовал). По коробке - надо будет только укоротить "перчик" первичного вала, чтобы от него осталось 7-9мм.
На данный момент пытаюсь сообразить относительно таких нюансов:
1. будет ли достаточно 4-5мм толщины стальной промежуточной пластины между картером и мотором для нормальной прочности;
2. какой нужен минимальный зазор между торцами вала мотора и первичного вала;
3. годиться ли центрировать в муфте часть от диска сцепления по её наружному диаметру - похоже, там есть след от точения.
Коллеги, буду благодарен за любой совет, самому рассчитывать такие ответственные вещи мне как-то стрёмно :roll: .

Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Модель соединительной муфты
20180709_Coupling_Rend.jpg
20180709_Coupling_Rend.jpg [ 228.99 КБ | Переглядів: 8768 ]

Додаткові файли:
Коментарій до файлу: След от токарки снаружи (?)
20180709_Disc.jpg
20180709_Disc.jpg [ 576.23 КБ | Переглядів: 8768 ]


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
 Заголовок повідомлення: Re: ЗАЗ-968 на электротяге (by Deemkienz)
#64154Повідомлення 17 серп 2018, 08:21 
Творець електромобіля, член клубу
Аватара користувача
Не в мережі

Звідки: Dніпропетровськ
Дякував (ла) 376 Подякували 470
Мій електротранспорт: ЗАЗ-968А, 3-кол скутер, эл.вел., подвесной "ВЕТЕРОК" -3квт.
Здравствуйте Дмитрий.
Не знаю читали ли Вы мою тему по такому ЗАЗу, но осмелюсь дать совет: КПП ему не нужна. Очень долго обьяснять почему, поэтому приглашаю Вас в гости в город Днепропетровск, что бы доказать это. Сможете покататься и убедиться в справедливости данного утверждения. Радушный прием и ночлег гарантирую.
С уважением Александр. {00-00}

_________________
"...я мзду не беру, мне за державу обидно..."


Повернутися до початку
 Профіль  
Відповісти цитуючи  
Показати повідомлення за:  Поле сортування  
Почати нову тему Відповісти на тему  [ Повідомлень: 32 ]              На сторінку 1, 2, 3  Наступ.

Часовий пояс: UTC + 2 години


Хто зараз на конференції

Зараз цей форум переглядають: немає зареєстрованих користувачів і гості: 9


Ви не можете створювати нові теми
Ви не можете відповідати на повідомлення
Ви не можете редагувати свої повідомлення
Ви не можете видаляти свої повідомлення
Ви не можете додавати додаткові файли

Найти:
Створено на основі phpBB® Forum Software © phpBB Group