Славута Електро (Київ, від ВЯЧЕСЛАВ М)

25th Березень 2013

 Підготовка та тестові випробування Електро-Славути.

Частина перша. Історія створення.

SLAVUTA-01

Ідея побудувати EV у мене народилася чверть століття тому і тільки зараз набула конкретних, відчутних форм. Ідею донора підказав радянський автопром, розпочавши серійний випуск автомобілів Таврія ЗАЗ 1102. На мой взгляд на то время это был наилучший автомобиль для переделки на злектротягу (и как позже выяснилось не только мой взгляд).  http://www.evalbum.com/2237.  Изначально планировался привод постоянного тока, для чего и был приобретен двигатель болгарского производства от электро-тележки.

После этого в моих электромобильных амбициях наступила пауза в 15 лет, связанная с известными событиями конца прошлого века.

Увидев несколько лет назад заметку о электромобиле Игоря Корхова, желание построить свой электромобиль возродилось с новой силой. Изучив сложившуюся обстановку и технический уровень в области электромобилей, а также опыт коллег Михалыча, Александра Бруя и других энтузиастов, принял решение отказаться от двигателя постоянного тока  в пользу асинхронного двигателя.  Для переделки была определена имеющаяся в личном пользовании Славута ЗАЗ 1103.

Начался процесс комплектации. Расчетным путем были определены параметры двигателя. Мощность должна быть не менее 7,5 кВт при 3000 об/мин. Нашел подходящий двигатель АИР132М2 11кВт, 3000 об/мин 380/220 В. Частотный преобразователь для управления двигателем нашелся совершенно случайно, как неликвид, завезенный по ошибке. Аккумуляторные батареи решил использовать минимальной стоимости отечественного производства. Процесс разборки – сборки занял несколько месяцев и вот 24 апреля 2011 года электромобиль, собранный из серийно – изготавливаемых и широкодоступных компонентов выехал из ворот сборочного гаража.

Это был первый вариант асинхронного привода.

Электромобиль имел следующие параметры:

– запас хода – 75 км ;

– максимальная скорость – 91 км/ч ;

– время зарядки от сети 220 в – 6-8 часов ;

– расход энергии – 13 кВт*час/100 км .

Подробное описание процесса конвертации находится здесь:

http://electricmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=33&t=176&start=0

Конец первой части

Часть вторая. Славянка.

Начались ходовые испытания Электро Славуты . После нескольких сотен километров пробега стало понятно , что 11 электрических кВт , по динамике , не могут сравниться с 50 л.с. бензинового мотора , также было замечено сильное снижение напряжения свинцово-кислотных АКБ под нагрузкой из-за высокого внутреннего сопротивления.

Исходный двигатель был 132 габарита и имел мощность 11 кВт при 3000 об/мин и напряжении 220 В . Кроме того его масса была 64 кг. , и по габаритам он едва вписался в моторное отделение Славуты (пришлось даже с двух сторон укоротить вал).

Стало понятно , что модернизация привода неизбежна и двигаться она должна в двух направлениях – увеличение мощности двигателя при меньших массо-габаритных показателях и замена свинцово-кислотной АКБ на литиевую . Ближайший меньший габарит серийных моторов был 112-й . Наибольшую мощность в этом габарите имеет серийный двигатель АИР112М2 7,5 кВт х 3000 об/мин , при массе 40 кг . При форсировании с него можно было бы получить 15 кВт , при 6000 об/мин , 100 Гц . В этой ситуации я понял , что существенное улучшение характеристик стандартного асинхронного двигателя невозможно.

Резкий поворот событий произвела заметка Валентина Михайловича (Михалыч) о том , что один изобретатель продемонстрировал асинхронный двигатель , способный выдать мощность в 40 кВт при массе в 30 кг. Заинтересовавшись этой информацией я и вышел на изобретателя – Дуюнова Дмитрия Александровича . Оказалось , что при замене классических обмоток асинхронных моторов на так называемые «совмещенные» , можно существенно улучшить технические характеристики обычных общепромышленных асинхронных двигателей . Уже в августе 2011 года специалистами предприятия «Киевэлектроремонт» , по проекту Д.А.Дуюнова , был изготовлен первый в мире асинхронный двигатель с совмещенными обмотками для тягового электропривода . За основу был взят двигатель АИРМ100L2 5,5 кВт 3000 об/мин , производства завода «Электромотор» г. Полтава . В январе 2012 года начались ходовые испытания нового двигателя в составе Электро Славуты.

Уже первый выезды показали существенное улучшение динамики разгона и увеличение максимальной скорости , в сравнении с прежним двигателем АИР132М2 . Вес нового двигателя был ровно в 2 раза ниже – 32 кг . И тут я понял – это прорыв в тяговом электроприводе.

Slavuta1 Slavuta_agregat

 Slavuta_agregat1 slavuta_akb1

 Slavuta_akb2 Slavuta_contol

обсуждение

  1. Можно еще считать не купленный бензин, ориентируясь на расход донора и текущую цену топлива

  2. Здраствуйте,Вячеслав! Одно время я контактировал с подмосковным изготовителем електротаврии,вы повторили его идею с своими комплектующими. Я советовал ему применить и сцепление, что он и сделал во втором варианте. Какое у вас управление двигателем. Я начал делать контроллер постоянного тока, максимум что достиг 60А. Буду рад если ответите.

    С уважением Николай Игнатьевич

  3. Де можна придбати такий двигун ?

  4. Господа!в оборонпроме союза широко применялись асинхронные двигатели на частоту 400гц и напряжение 220в и производились они в Харькове.К таким двигателям целесообразно применить преобразователи
    micromaster 440.
    Могу посодействовать с расчетом.
    Желаю успехов.

  5. Здратвуите где можна перематать двигатьел на славянку регулирока скорасть также частотникам праисходить

  6. здравствуйте
    а в чем именно отличается совмещённые обмотки дуюнова от заводских дайте ссылку на видео
    и сколько стоила перемотка
    спасибо

  7. Читав, що ви плануєте “електрифікувати” VW T3. Чи є вже якісь наробки. Дуже на це надіюсь і чекаю на іноформацію. Якщо є можливість звязатись то мій т. 0пять0чотири37два9шість3. Дякую

  8. С возрастанием частоты привода на стандартных двигателях возникают потери в виде выхревых токов, то есто в електродвигателях на 400 гц толщина пластин меньше.

  9. АИР100L2Е – с электромагнитным тормозом (ЭМТ);
    АИР100L2Е2 – ЭМТ с растормаживающим устройством;
    АИР100L2А2 – с повышенным скольжением;
    АИР100L2 Т2 – для влажного тропического климата;
    АИР100L2 ОМ2 – морское исполнение;
    АИР100L2 Х2 – химостойкая защита двигателя;
    АИР100L2 У2 – Європейський стандарт DIN.

    какой нужно выбрать?




оставить комментарий или два