Электротранспорт без проводов

27th Март 2013     Рубрика: Новости клуба, СМИ о клубе

Статья опубликована на сайте города Стаханова

Что такое электромобиль?

Электромобиль – это тот же автомобиль только без двигателя внутреннего сгорания, без бензобака и без глушителя. Вместо них устанавливаются электродвигатель, частотник, ДС-ДС преобразователь, зарядное устройство и тяговые аккумуляторы. При этом ходовая часть, система управления и внешний вид остаются неизменными.
В принципе любой автомобиль можно переоборудовать в электромобиль. И на это есть веские причины. Прежде всего — это экологические и экономические.

Экологические — в последнее время все больше и больше интересуют здравомыслящих людей. Посмотрите статистику выбросов вредных веществ в атмосферу. Воздухом, которым мы дышим, и особенно в больших городах Москве, Киеве или Луганске то Вы увидите, что на долю автотранспорта приходится от 80 до 92% всех выбросов. Работа автомобилей и автобусов стала главной причиной загрязнения атмосферы городов и с каждым годом положение усугубляется. Люди все больше и больше отравляются воздухом, насыщенном продуктами сгорания бензина, солярки и природного газа, часто болеют, создавая очереди в многочисленных аптеках.
Экономические – это электромобили, т.е. транспортные средства, на передвижение которых расходуется энергии в несколько раз меньше, чем на автомобили. Коэффициент полезного действия используемого топлива на электромобиле свыше 90%, а на современном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания — в лучшем случае процентов 20. О КПД подержанных и старых автомобилей лучше вообще не говорить. У них почти вся энергия от сжигаемого топлива вылетает в выхлопную трубу или идет на нагрев двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии. По стоимости перевозки электромобили в 30-60 раз выгоднее автомобилей. Это легко подсчитать. На преодоление 1км пути электромобилю требуется всего до 120 Вт электроэнергии. Умножьте на тариф 0,28 грн. за киловатт получим всего 3,4 копейки, а если пользоваться ночным тарифом, то будут еще наполовину меньше. А вот электромобилисту, имеющему ветрогенератор мощностью 2 –2,5 киловатта, заправка вообще будет бесплатной.

Возможно ли переоборудовать автомобиль в электромобиль?

Да возможно. В качестве примера можно рассмотреть такой вариант. Откройте в интернете сайт украинских электромобилистов: electricmobile.org.ua – «Электромобиль своими руками». На форуме есть тема «Это мы смогли», в которой самый удачный вариант переделки автомобиля в электромобиль приведен в разделе – «Славута электро» от Вячеслава М». Это Вячеслав Михайлович Полтавец из Киева, который поставил асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором и совмещенными обмотками на статоре (славянка) разработки фирмы «АС и ПП» г.Зеленограда, (Россия) — ранее это Стахановский научно-технический центр «КВАНТ» Луганской обл. (Украина), на свой автомобиль Славута. Также на электромобиле установлены зарядное устройство «ЗАРЯДЫЧЪ» и ДС-ДС преобразователь производства «АСиПП», для управления оборотов вращения и рекуперации электроэнергии частотный преобразователь корейской фирмы LG и в качестве топливного элемента 96 шт. литий — ионновых аккумуляторов емкостью по 60 а/ч по 3,2 вольта каждый китайского производства. Электромобиль заряжается от обычной бытовой розетки 220 вольт в течение 8 часов. Одной зарядки хватает на пробег в 160 км при скорости 120-130 км/ч, т.е. поставив вечером в гараже электромобиль на подзарядку — утром можно отправляться в путь на полностью заряженных аккумуляторах. При необходимости батареи можно подзаряжать в течение дня, как от любой обычной розетки, так и от стационарных зарядных устройств быстрой зарядки. В последнее время они стали появляться на заправочных станциях фирмы «ОККО» по всей Украине. Первая такая стойка появилась в октябре прошлого года в Киеве и первый электромобиль, который произвел такую заправку всего за 20 минут, был электромобиль принадлежащий Вячеславу Михайловичу. (см. фото). До 100 км в час электромобиль разгоняется за 3 секунды и его движение бесшумно, слышно только трение шин.

На сайте в этой теме есть описание, фотографии и чертежи. Мы ничего не скрываем, а только делимся опытом и помогаем своими комплектующими и советами всем начинающим электромобилистам. Несмотря на довольно большие, около 11 тыс. долл. первоначальные затраты, их окупаемость наступает через 1,5 – 2 года, а последующие 15-16 лет (время службы литий — ионновых аккумуляторов), владелец такого переделанного электромобиля будет ездить практически бесплатно. Да и в обслуживании электродвигатель прост: нужно всего лишь один раз в два года смазать два подшипника, тогда как в двигателе внутреннего сгорания постоянно нужно проверять, или доливать масло и антифриз, менять фильтры и ременные передачи.

Отдельно стоит рассмотреть выбор двигателя. Если раньше на электромобили, начиная с позапрошлого века, ставили двигатели постоянного тока из-за того, что постоянный ток дают аккумуляторные батареи, то с развитием электротехники и электроники возникла возможность ставить асинхронные электродвигатели переменного тока.

Последнее достижение науки в этом направлении относится к асинхронным электродвигателям с совмещенной обмоткой, применение которых привело к новому качественному и экономическому скачку в электромобилестроении. Это возможность плавного регулирования оборотов и мощности электродвигателя от нуля до максимума, одновременно как по частоте, так и по напряжению. Возможность уйти от «опрокида» и в два раза уменьшить время пусковых токов. Существенно уменьшить габариты электродвигателей при той же мощности и самое главное на 50% уменьшить потребление электроэнергии, что увеличит пробег нашего электромобиля в два раза, при одинаковой первоначальной зарядке аккумуляторов. Электродвигатель моментально переходит с двигательного в генераторный режим при торможении или движении с горки, подзаряжая при этом батарею.

ООО «АС и ПП» имеет патент на данную разработку. По нашей лицензии в прошлом году ОАО «Уралэлектро» г. Медногорска Оренбургской области освоил серийный выпуск асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и с совмещенной обмоткой нескольких типоразмеров. На Украине для электромобилей в качестве ремонта производится перемотка электродвигателей в Киеве в электромастерской у Полтавца В.М. (100 и 112 габариты). В Луганске на ОАО «Луганский энергозавод» — председатель правления Тимощенко Владимир Алексеевич, освоен 112 габарит и ставится в производство на собственном железе 180 габарит для электробусов средней вместимости типа ПАЗ и Богдан. К освоению серийного производства новых электродвигателей 112-го габарита с нашей «Славянкой» в ноябре 2012 года приступил и ОАО Полтавский «ЭЛЕКТРОМОТОР» — председатель наблюдательного совета Кожемяко Сергей Дмитриевич. Подробнее об электродвигателях можно прочитать на сайте dvigatel.myfor.ru и сайте as-pp.ru

Когда поедут электробусы?

Идея начать производство украинских электробусов родилась совсем недавно в ноябре 2012 года в Киеве во время переговоров по возможному производству крупноузловой сборки электромобилей с нашим электродвигателем на базе автомобиля «Хюндай Акцент». Тогда заместитель директора ТОВ «Хюндай Мотор Украина» Виктор Николаевич Ковбык предложил посмотреть еще и на производственные площади Луцкого автозавода, входящего в концерн принадлежащий Петру Порошенко. Это предприятие специализируется на производстве автобусов «БОГДАН», изготавливаемых на базе комплектующих южнокорейской фирмы «ХЮНДАЙ» и троллейбусов. Там у коллектива есть опыт обращения с электрооборудованием и сохранился коллектив конструкторов, имеющий опыт постановки в производство, как автобусов, так и троллейбусов. Мне идея понравилась. Сразу же провели предварительные технические и экономические расчеты, обсудили план действий и приступили к осуществлению намеченного.

Виктор Николаевич отправился в Луцк — я в Полтаву, Харьков и Луганск.
Изготовление пластин статора для электродвигателя будущего электробуса Луганский энергозавод произвел в начале декабря 2012 года. За декабрь и 3 недели января ООО «АСиПП» произвело моделирование 180-го габарита и расчет двухслойной совмещенной обмотки. Моделирование нового электродвигателя 180-го габарита под «славянку» делалось впервые, а в окончательную компьютерную программу (частичное программное обеспечение было разработано и отлажено специалистами нашей фирмы) вводилось около 700 производных показателей. Сейчас идет первая сборка электродвигателя с испытаниями в заводской лаборатории. После этого испытания начнутся на электробусе. Параллельно с Луцким автозаводом переделку автобусов средней вместимости под электробусы начали и наши земляки в Краснодоне на заводе «АВТОАГРЕГАТ» — генеральный директор Руденко Леонид Владимирович. Первые электробусы поедут во втором квартале 2013 года. А вот чей электробус будет первым, покажет время.

Директор представительства

ООО «АСиПП» в Украине С.Н. Левачков

Рубрика: Новости клуба, СМИ о клубе

обсуждение


оставить комментарий или два