Текущее время: 27 янв 2022, 20:20

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
#4717Сообщение 24 сен 2014, 16:48 
Активист движения
Не в сети

Откуда: Харьков
Благодарил (а) 115 Поблагодарили 25
Хочу электротранспорт: Ниссан лиф
На форуме не нашел никаких тем про литий ионые акумуляторы. А темболее что бы кто-либо использовал сборки литий ионов как это делает тесла.
Единственное что нашел - это опасения, что они очень пожароопасны.
Зачем завел эту тему ?
Увидел вот это:



В крации:
Человек описывает свой опыт в построении электро бусика на основе фольц вагена Samba. Его идея состоит в том, чтобы собрать 40кВт мощности на Б/У элементах. Эти элементы он берет из б/у шных батарей от ноутов. Долго отбирает нужные и делает сборки. В чем прелесть этого метода?
1 - дешевле
2 - легче
3 - можно собрать различные конфигурации учитывая особенности кузова

Простой сравнительный рассчет(данные взял с одного отечественного сайта):
LiFePO4 3.2V 10ah 38120 против Samsung ICR18650-28A

Стоимость:
30,63$ Vs 6.38$

Емкость:
10Ah Vs 2.8Ah

Вес:
0,355g Vs 0,0467g

В итоге можно посчитать во что обойдется один киловат:
32 банки (LiFePO4 3.2V 10ah 38120) ~ 99 банок (Samsung ICR18650-28A) так как фосфаты - 1024Вт, липоли - 1025,64Вт.
32 банки (LiFePO4 3.2V 10ah 38120) будут весить 11,36кг
99 банок (Samsung ICR18650-28A) будут весить 4,62кг
Сумма заплаченая за киловат на (LiFePO4 3.2V 10ah 38120) = 980,16
Сумма заплаченая за киловат на (Samsung ICR18650-28A) = 631,62

Я взял розничные цены, не знаю стоимостей акумуляторов бОльшей емкости. Но почему бы и нет ?
Для себя вижу проблемму в балансировке сборок, так как придется как то балансировать пакетно, а не отдельные элементы.
Что скажут люди знающие и опытные ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#4719Сообщение 24 сен 2014, 18:17 
Владелец электровелосипеда, член клуба
Аватара пользователя
Не в сети

Откуда: Киев, Харьковский р-н
Благодарил (а) 258 Поблагодарили 340
Хочу электротранспорт: любой, пока что электровелосипед 1000Вт, 55В, 50км/ч, 30ач
Leaf писал(а):
На форуме не нашел никаких тем про литий ионые акумуляторы. А темболее что бы кто-либо использовал сборки литий ионов как это делает тесла.

На этом форуме не нашли, но можно найти на других! Вот например литий-ион ячейки 18650 вовсю используют электровелосипедисты соседней страны (в самодельных автомобилях не замечал). У нас - единицы. Причина - дороговизна ячеек, их слабая отдача по току (бажано до 1С, некоторые до 2С). Тоесть нужно собирать батарею большей емкости, чтобы ячейки чувствовали себя нормально (не зря в Тесле их больше 7000шт).
http://electrotransport.ru/ussr/index.p ... c=8660.720
Если нужно собрать велосипед с пробегом 200-250км (некоторые собирают и по 3-4 квт/ч), то выбор не велик - легкие, с высокой плотностью цилиндрики ЛИТИЙ-ИОНА в формате 18650 спаяные контактной сваркой.

Leaf писал(а):
LiFePO4 3.2V 10ah 38120 против Samsung ICR18650-28A

Хедвеевские цилиндрики почти никто не использует в автомобилесамостроении. Поетому их не логично сравнивать...

Leaf писал(а):
Его идея состоит в том, чтобы собрать 40кВт мощности на Б/У элементах. Эти элементы он берет из б/у шных батарей от ноутов. Долго отбирает нужные и делает сборки. В чем прелесть этого метода?
1 - дешевле
2 - легче
3 - можно собрать различные конфигурации учитывая особенности кузова

с 1 пунктом поспорю. Батареи на ионе получаются дороже. С б/у элементами гемор по обслуживанию. Поетому используют новые, которые по $4-$6/шт. Еще особенность литий-иона - повышенная просадка напруги при нагрузке, и разогрев ячеек при сильном разряде. Тоесть очень важно контролировать температуру внутри сборки.
И еще особенность литийиона - нелюбит холод, и невысокое (по сравнению с LiFePo4) число циклов заряда.

Leaf писал(а):
Для себя вижу проблемму в балансировке сборок, так как придется как то балансировать пакетно, а не отдельные элементы

существуют БМС (по крайней мере на велосипедные токи) для li-ion и li-po. Помоему разницы нет что балансировать одну ячейку большой емкости или кучу запаралеленых мелких.

И не нужно забывать один немаловажный минус батареи на цилиндриках 18650: ЕЕ геморная РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ!!! Как показала практика идеальное соединение - это контактная сварка никелевыми пластинами или на крайняк спайка. Так вот, при "поломке/заниженой емкости" нужно будет распаивать/разрывать всю "битую" паралельную сборку, дабы выявить плохие цилиндрики. А обычно их склеивают между собой. Вобщем головняка много.

_________________
"Не закапывай свой талант в землю - можно повредить кабель!..."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#4721Сообщение 24 сен 2014, 19:42 
Владелец электровелосипеда, член клуба
Аватара пользователя
Не в сети

Откуда: Киев, Харьковский р-н
Благодарил (а) 258 Поблагодарили 340
Хочу электротранспорт: любой, пока что электровелосипед 1000Вт, 55В, 50км/ч, 30ач
Кстати, если почтитать ветку форума что давал выше, многие вело батарейки (из 60-200штук 18650), самостоятельно собранные, требуют обслуживания через некоторое время, народ их разбирает дабы убрать убитые ячейки, ячейки с заниженой емкостью. И давайте, например, прикинем сколько цилиндриков нужно Batiskaf-у на батарейку для авто: с одного качественного 18650 можно снять в пике 3А. Для его пикового тока 370А надо в паралель 370/3=125шт. Одна такая сборка на 3,7В. Для его 65В надо: 65/3,7=16 сборок (16S). Итого 16*125=2000 элементов 18650. Вес: 2000*0,05кг=100кг (без проводов, клея, контактов). Но при этом будет энергоемкость: 18.2 квт/ч (9,1Втч*2000шт по даташиту на Samsung ICR18650-28A 2800mAh (Purple)).
Кстати эти хорошие ячейки при 3А отдают только 2600mAh. И это все по даташиту. При тепличных условиях. А в реале будет все хуже. Цена таких ячеек для сборки в батарею будет стоить около: 2000шт*$3-5=много.

А теперь внимание задача: с какой вероятностью все 2000 элементов будут "хорошими", будут идеально сварены, на прояжении срока службы? А не дай бог какаято ячейка коротышом станет, и угробит всю паралельную сборку с 125 элементов. А теперь: чтобы определить неисправные элементы в паралели, нужно распаять/разорвать все 125шт!!! В видео выше очень интересные держатели (холдеры) ячеек, может с ними разборка батареи будет легче и охлаждение лучше.

Есть еще вариант делать как в Тесле. Разделить эти 125 паралельных ячеек например на 5 блоков по 25 штук, и управлять их комутацией раздельно (например еще 1 блок из 25 цилиндриков делать резервным, программно подключаемым, который заменит вышедший из строя блок), но это сильно усложняет и того дорогую батарею.

ВНИМАНИЕ: В бусике что на видео выше не вся батарея на ЛИТИЙ-ИОНЕ!!! как может показаться при беглом просмотре!!! Автор пару месяцев назад ответил в коментах: I have 35 LiFePo4 cells on the car, I added my module as cell number 36. Тоесть из литий-иона только одна из 36 ячеек. И как присмотреться в видеоролике (7-я, 17-я секунда), мелькают желтые LiFePo4 ВИНСТОНЫ. А я то в начале подумал, как он на 4,2В так резво катает собак :mrgreen: . Кстати он использует LiFePo4 без балансиров.

_________________
"Не закапывай свой талант в землю - можно повредить кабель!..."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#4732Сообщение 25 сен 2014, 14:46 
Активист движения
Не в сети

Откуда: Харьков
Благодарил (а) 115 Поблагодарили 25
Хочу электротранспорт: Ниссан лиф
Благодарю за ответ. Не догадался смотреть велофорумы.
По поводу бусика, таки да, у него стоят литий фосфаты, сзади и по центру авто. Если посмотреть весь цикл, а не только одну часть, то понятно будет что он делает. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#6873Сообщение 17 янв 2015, 23:03 
Правление клуба
Аватара пользователя
Не в сети

Откуда: Киев, Украина
Благодарил (а) 309 Поблагодарили 237
Мой электротранспорт: Е-КРОСС 72В30Ач 3кВт
Хочу электротранспорт: электромобиль на каждый день
Задумался сделать доп. аккумулятор на самокат а-ля Тесла. Нашел ячейки 18650 2,6Ач по хорошей цене 3,6$/шт (в Украине). Если взять их 100шт и сделать батарею 37В/26Ач, то выгоднее по цене выходит, нежели мои ЛиПо ($382 за 37В/16Ач). и нагрузка на них максимум до 30А - щадящая. В основном не более 10-15А. Единственный вопрос как их соединять. Есть два варианта:
1. классический: 10 ячеек сварить параллельно (набираем емкость), и соединить пакеты последовательно (набираем напряжение),
2. альтернативный: делаем сборки 10S1P, т.е 37В/26Ач и уже их соединяем параллельно.

Преимущества первого способа - меньше мороки и проводов для балансира, проще сделать толстые шины питания для уменьшения сопротивления. Минусы - битая ячейка может потянуть всю сборку и ее тяжелее выявить, проблематичнее будет нарастить общую ёмкость аккумулятора.
Преимущества второго способа - проще контролировать каждую ячейку для выявления битых, наращивать общую ёмкость аккумулятора. Минусы - больше проводов для соединений сборок: силовые + балансировочные.

_________________
Кто ищет - тот всегда найдет. Кто хочет - тот всего добъется.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#6877Сообщение 18 янв 2015, 06:25 
Создатель электромобиля, учредитель клуба
Аватара пользователя
Не в сети

Откуда: Украина. Киев.
Благодарил (а) 873 Поблагодарили 1382
Мой электротранспорт: "Электра 2"
Хочу электротранспорт: "Электра 3" вдвое легче, но с втрое бОльшим солнцеобеспечением
Но , параллельной сборке, при любом количестве ячеек в сборке, хватит одного балансира .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
#6880Сообщение 18 янв 2015, 15:05 
Правление клуба
Аватара пользователя
Не в сети

Откуда: Киев, Украина
Благодарил (а) 309 Поблагодарили 237
Мой электротранспорт: Е-КРОСС 72В30Ач 3кВт
Хочу электротранспорт: электромобиль на каждый день
Михалыч писал(а):
Но , параллельной сборке, при любом количестве ячеек в сборке, хватит одного балансира .


Михалыч, я имел в виду количество проводов. Балансир, само собой, будет один. Просто во втором случае будет 10 сборок 10S1P (37В/2,6Ач) и каждая будет иметь свой балансировочный разъем. В этом случае мне проще нарастить общую емкость аккумулятора 2,6Ач, 5,2Ач, 7,8Ач... и т.д. В этом случае параллельно будут соединяться как силовые так и балансировочные провода (такая схема у меня сейчас с липольками).

_________________
Кто ищет - тот всегда найдет. Кто хочет - тот всего добъется.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ]             

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Counter.CO.KZ