. . .
Цитата:
ДИЗАЙНОЛОГИЯ АВТОМОБИЛЯ
Владимир АШКИН, член Союза дизайнеров России
Каким должен быть современный массовый легковой автомобиль? Часть ответа содержится в вопросе: разумеется, общедоступным! А значит — дешевым. Но до какого предела его можно удешевлять? Ведь, очевидно, при этом он должен сохранять свои главные эксплуатационные и потребительские качества. Кстати, о потребителях: какие автомобили сегодня предпочитает население нашей страны?
Начнем с богатейшей его части, получающей доход от своей деятельности по принципу «деньги — деньги», иначе говоря — от «разницы оборотов». Личный автомобиль в данном случае, как правило, служит не столько утилитарным целям, сколько представительским. Поэтому данная группа потребителей приобретает самые дорогие иномарки. Правда, в последнее время участившиеся убийства бизнесменов отодвигают заботу о внешнем блеске на второй план — согласитесь, как зайца можно идентифицировать по следу, так и акулу биг-бизнеса — по BMW. Выходит, разумнее купить неброскую отечественную модель, но уж внутри оснастить ее, что называется, по последнему писку.
Затем так называемая среднеобеспеченная часть населения, живущая по закону «деньги — товар — деньги», то есть участвующая в производстве, Ее привлекают новые отечественные или подержанные зарубежные машины, мини-грузовики и пикапы. Надобность в передвижениях у клиентов среднего достатка несколько больше, чем у состоятельных, и к тому же ездить приходится не от офиса к офису по первоклассному асфальту, а по ухабистым загородным шоссе и лишенным твердого покрытия проселкам. Именно на таких покупателей и следует главным образом ориентироваться российскому автомобилестроению в ближайшие годы.
Клиентам с минимальным уровнем доходов, как правило, не до автомашин. Есть, впрочем, и здесь слабенький спрос — на подержанные отечественные и сильно подержанные импортные модели,
Вот как раз потребители из двух последних групп — а проще говоря, почти все население страны — нуждаются в максимально дешевом мини-авто с минимальными эксплуатационными затратами. Так что настала пора поговорить о нем.
Собственно, разговор такой начался еще в застойные годы, и начали его дизайнеры — кто, как не они, должен ставить и решать подобные проблемы? Но тогда концепция массового авто увязла в бюрократической трясине.
А наше время, повторяю, доказывает на практике известную формулу гроссмейстера О.Бендера: автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Следовательно, цена его должна соответствовать возможностям клиентов с минимальной покупательной способностью. Конечно, тогда неизбежно снизится его внешняя презентабельность, Ну, скажем, как у нормального, физически и психически здорового человека, полного сил и энергии, но, пардон, без одежды. Главное, чтобы общедоступная модель удовлетворяла неким стандартным требованиям, гарантирующим безопасность ее использования. Если возможности клиента больше, он приобретает машину в «одежде» — попроще или подороже. Словом, конструкция, отвечающая стандартным требованиям, является голой — в прямом смысле! — идеей, «прототипом», Одевая ее в разные «наряды» (оснащая дополнительными удобствами), мы получим ценовой ряд доступности. Это и есть путь создания массового автомобиля.
Какова его желательная вместимость? Анализ состава семей, начатый еще до распада СССР, показал, что почти 90% их оцениваются формулой 2+2 (то есть их устроят машины с двумя сиденьями для взрослых впереди и двумя детскими позади). Расчеты материало-затрат, проведенные в Тольятти еще в конце 60-х, выявили возможность изготовить из трех пятиместных ВАЗ-2101 четыре мини-автомобиля по типу 2+2.
Но наиболее радикальный способ увязать массовость производства с индивидуальностью потребления — разработать базовый кузов (остов), на котором конструкционные элементы — и сиденья тоже — устанавливались бы исходя из конкретных потребительских удобств, О деталях пока умолчим: они заслуживают отдельного обсуждения.
Таков в общих чертах подход к проблеме российского «фольксвагена» (что по-немецки дословно означает «народное средство передвижения»). Не вдаваясь в подробности специальных исследований и анализов, сформулируем их конечный вывод — ответ на вопрос, с которого мы начали. Итак, каким же видится дизайнеру массовый автомобиль?
1. Максимально простая и функциональная, но современная конструкция.
2. Различные варианты комплектующих за дополнительную плату.
3. Формирование гаммы автомобилей на основе дизайнерской классификации (таковая уже существует).
4. Использование известных и новых материалов — в частности, для съемных пластиковых панелей или тканевых кузовов.
На последнем пункте хотелось бы остановиться. «Тряпочный авто» — как-то несолидно звучит. Но взгляните на него! Если вам не сказать, вы, пожалуй, сразу и не догадаетесь, что он тряпочный: привлекателен и совсем не похож на потрепанный экспедиционный "бобик», К тому же никто не будет спорить, что в такой машине летом прохладно, а зимой тепло — у ткани ведь иной коэффициент теплопроводности, нежели у металла. А производство кузовов несложно организовать с привлечением мелких фирм смежников-контрактников. Да если на то пошло, почему бы и не пошивочные ателье? Мы же не в жести круглый год ходим! И ткани сегодня есть такие, что не уступят металлам по прочности, не говоря уж об эластичности и многообразии расцветок...
Подведем итоги. Когда-то проблему массового автомобиля якобы не успели решить, сегодня кое-кто ссылается на отсутствие рыночной базы. Но потребность в нем у общества налицо. Мировой рынок пока ничего подобного России предложить не в силах. Так что смело можно прогнозировать: кто первым у нас возьмется за решение этой задачи, тот и будет на коне.
ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1995'09
■ Вот так из обыкновенного «жигуленка» (ВАЗ-2101) получается компактный автомобиль, соответствующий формуле 2+2.
■ Опытный образец четырехместного семейного «Жигули», изготовленный в Тольятти в 1971 г.
■ «Тряпочный авто» — а точнее, городской мотомобиль (1968 г.). Единственный его экземпляр к сожалению утрачен.
размеры компактного жигуля "2+2"
База 2000мм
Высота 1320мм
Длина (по клыкам) 3200мм
Вес (ориентировочно) 700 кг