Есть у меня дача в деревне. Красивая, экологически чистая местность. Еще совсем недавно каждые выходные ездили туда отдохнуть и поработать в саду-огороде. Одно плохо - 70 км от города, добираться электричкой далеко, долго и некомфортно, машиной - с каждым годом все дороже. Задумался об электромобиле. Почитал форум, выносил эту идею до появления средств на реализацию.
Сначала были куплены 150 шт "монстров" 37Ач и двигатель ДС-6,3. Далее настала очередь покупки донора. Присмотрел и купил легенького Fiat Punto.
Тема есть отдельная.
Fiat Punto 2007 г.в., пятидверный переднеприводный хетчбек. По паспорту - полная масса 1385 кг и снаряженная - 935 кг. В реальности должно быть меньше - на табличке указана масса 750 кг, но неясно что это за маса. В общем, машинка небольшая и достаточно легкая.
Так как батарея довольно дорогая, а я все-таки хочу, чтобы она окупилась, то решил разделить имеющиеся 150 батареек на две-три машины - как-никак, а на работу и по делам в семье езжу не я один. То есть, в ближайших планах еще как минимум одна конвертация.
В целом, с этим донором работать понравилось. Двигатель 6,3 по длине стал отлично. Третья точка крепления к кузову (от крутящего момента) находится на трансмиссии, самому даже придумывать ничего не нужно. После того, как достал все лишнее из-под капота, подключил родной аккумулятор - и вуаля, вся бортовая электроника заработала, ничего прозванивать/переподключать не потребовалось.
КПП осталась в машине. Установлен контроллер Романтика 150В/700А. Батарея собрана из 60 элементов по схеме 30S2P. БМС, балансиров не использую. Держу напряжение в интервале 125-105В (4,16-3,5 на элемент). Ток в движении доходит до 200А с батареи, соответственно 200:2=100А - ток на элементе, что соответствует 2,7С. Производитель же заявляет о максимальном длительном токе 3С (111А). Надеюсь, мои батарейки не страдают.
Заряжаю Гришиной зарядкой, два ЗУ с выходами последовательно. Ток заряда поставил минимальный, это 15А общий или 8А на элемент (0,25С). Параметры при зарядке контролирую бытовым энергометром. Но никак не подгадаю удобного случая, чтобы засечь, сколько же заливаю в пересчете на км. Дело в том, что датчик скорости пока не заставил работать, спидометр молчит и пройденный километраж считать неудобно, пока нет постоянного маршрута. Но в ближайшее время постараюсь все же прикинуть и написать здесь.
Сейчас аккумулятора хватает на поездку на работу/домой (25 км) с большим запасом. На одном заряде уже проезжал 40 км в городском неэкономном режиме. То, что мне и нужно. Причем от количества пассажиров сильно большой разницы в пробеге не почувствовал. Теоретически, по трассе, рассчитываю на пробег до 50 км.
Максимальная скорость на 5-й передаче при заряженном аккумуляторе - 75 км/ч. Динамика - отличная, при желании стартую первым со светофора. Но не злоупотребляю, так как не хочу перегружать батарею большими токами.
В движении пользуюсь 3-й и 5-й передачами. Нижние честно говоря, боюсь даже включать - тяга у двигателя отменная, как бы не оторвать что-нибудь при резком ускорении. На будущее думаю перебрать коробку и достать из нее все лишнее. Пробовал ездить только на 5-й, но пока доезжал до работы из-за постоянных разгонов в пробках начинала срабатывать защита по температуре контроллера. Поэтому стартую на 3-й и переключаюсь в движении. Переключение не очень комфортное - нужно приложить усилие, чтобы включить 5-ю в движении (сцепления нет). Ну а только на 3-й тоже ехать не получается - очень медленно даже на максимальных оборотах, поэтому приходится переключаться.
В ГАИ уже переоформил на электро. Пользовался инструкцией на этом форуме, все прошло гладко, описывать не вижу необходимости.
По затратам получилась следующая картина (расчеты в долларе)
донор - 2600
сопутствующие расходы + ремонт - 337
аккумуляторы (только на эту машину) - 1356
двигатель - 208
контроллер - 420
зарядные - 62
автономка - 287
сигнализация - 130
материалы и комплектующие для переоборудования - 197
ГАИ (с учетом эвакуатора и лишнего заключения эксперта переплатил около 30 долл) - 134
Окончательно получается 5730 на данном этапе, но не учтены как минимум DC-DC и специализированная приборка (планируется EVViS). Кроме того, часть затрат смогу вернуть, продав снятые агрегаты, они в хорошем состоянии.