Стало мне интересно самому сравнить, как повлияет на экологию выбор потенциального покупателя современного автомобиля. Финансовую часть не затрагиваю, считаю только выбросы. Предположим, что у человека есть выбор - купить новый ниссан Лиф или бензиновый аналог, выполняющий евро 6 - актуальные нормы. Будем сравнивать два варианта - бензинку, которая ездит на качественном топливе против связки электромобиль-угольная ТЭС и электромобиль - газовая ТЭС.
Для начала прикину расход энергии бензинкой.
Она потребляет 7л/100км = 5,5 кг/100 км.
Эффективный расход топлива современного бензинового двигателя - 250 г/кВт*ч, т.е.
на 100 км бензинка израсходует 21 кВт*ч энергии.
Знаем, что Ниссан Лиф потребляет 0,15 кВт*ч/км, т.е. 15кВт*ч/100 км.
Видим, что электромобиль тратит меньше энергии на движение, это преимущество!
Теперь пересчитаем энергию, потраченную электромобилем в расход условного топлива (угля) на электростанции (ее кпд примем 30%, в 1 кг угля содержится энергия - 8,2 кВт*ч), т.е. расход угля для 100 км пробега электромобиля будет равен 15 кВт*ч/(8,2 кВт*ч/кг *0,3)= 6 кг угля.
Аналогично расход природного газа - 5 м3 или 4 кг.
Довольно наглядно - 5,5 кг бензина против 6 кг угля и 4 кг газа - цифры сопоставимые!
Идем дальше.
Я взял данные по нормативам евро 6, нормативам на выбросы газов ТЭС, типовые данные по выбросам вредных веществ на ТЭС с использованием газа и угля. Выкладками утомлять не буду, вместо этого я свел все в таблицу в которой значаться выбросы, выделяющиеся при пробеге в 100 км.
Додаткові файли:
Выбросы безинка VS ЛИФ.JPG
Данные получились интересными.
Массовый расход ископаемого топлива во всех случаях сопоставим.
Использование связки угольной электростанции с электромобилем снижает итоговые выбросы только по угарному газу, но значительно, и в 2,3 раза по углеводородам, по всем остальным компонентам идет повышение, причем самое значительное по оксидам серы (в несколько тысяч раз!), по частицам сажи в семь раз, по окислам азота в 9 раз.
Использование связки газовой электростанции с электромобилем снижает итоговые выбросы по всем показателям, кроме окислов азота, которые возрастают в 6 раз. Нужно отметить, что Окислы азота все-таки можно снизить еще, если использовать раствор мочевины аналогично применяемому на грузовых автомобилях, вот тогда связка газовая электростанция-электромобиль обгонит бензинку евро 6 по всем параметрам.
Что еще можно добавить к полученным цифрам - легкого пути для снижения выбросов путем простой смены автомобиля на электромобиль не получается, нужно всегда рассматривать всю связку.
Если я у себя в Ярославле куплю электромобиль вместо бензинки, да я улучшу тем самым экологию в городе, т.к. ТЭС работает на природном газе. Если же житель Киева сделает то же самое, то он только больше испортит воздух.
А теперь добавьте по 10 кВтч эл энергии для производства ОДНОГО литра топлива , т.е. тот же самый уголь , кпд 30% , оксид серы , сажа и т.д. И вы получите 7л/100 км + 70 кВтч эл энергии/100 км .
А может выгоднее напрямую использовать эл энергию , без посредника в виде нефтепродуктов ?