Я решил, что будет полезно рассказать, почему я выбрал то или иное техническое решение при разработке своего самоката. Возможно, это убережет читателей от моих ошибок, а мне позволит (надеюсь) услышать экспертное мнение по тому что сделал я. В идеале для меня, конечно, это получить конструктивную критику, которая позволит усовершенствовать прототип (а вообще в идеале – найти людей, с которыми можно развивать отечественное электросамокатостроение).
Да, так вот: я планирую рассмотреть такие темы: выбор батарей и электрическую часть.
В этом посте я остановлюсь на выборе батарей – т.к. от того, какие батареи применены, зависит размещение остальных элементов самоката, ведь батареи нужно где-то прятать. Я долго думал, какие батареи мне применить свинцово кислотные, или литий ионные. Но, просмотрев несколько роликов, где литий ионные довольно весело горели, я решил что, пожалуй, начну со свинцово-кислотных. Причины для этого такие:
1. Я достаточно хорошо представляю, как они работают – т.к. мы их активно применяем в системах с солнечными батареями. Ну, и можно выбрать то, что точно хорошо себя зарекомендовало.
2. Они вроде бы не должны гореть – во всяком случае, так жестко как было в тех роликах про литий ионные, которые я смотрел (т-т-т, как говориться)
3. Мне казалось что на тех токах которые я ожидал увидеть, емкость батарей дожна быть более-менее достаточной.
Исходя из этого, я определился, что беру батареи Ventura. Мы устанавливали довольно большие банки таких батарей – до 14кВт*ч емкости и по отзывам эти аккумуляторы показали себя вполне нормально. Соответственно, мне осталось понять какое количество аккумуляторов и какого номинала я буду брать. Свинцово-кислотные AGM батареи (а речь сейчас именно о таких) бывают 6 и 12 вольтовые. Мотор у меня 24 В – соотвественно я мог взять либо 2 аккумулятора по 12 В, или 4 шт по 6 В. Чтобы понять, как мне поступить – я сравнил характеристики разных аккумуляторов (АКБ) в таблице ниже:
Додаткові файли:
Коментарій до файлу: Таблица для анализа
image004.png [ 39.99 КБ | Переглядів: 11752 ]
Наибольший интерес в этой таблице представляют колонки выделенные зеленым. Мне нужно было выбрать наиболее легкий вариант, за меньшие деньги. Получается для этого нужно было выбирать аккумуляторы, с самым большим соотношением «энергия к весу».
Как человеку, который торгует этими аккумуляторами уже 5 год, мне было интересно узнать, что мелкие свинцово кислотные аккумуляторы (т.е. емкостью до 5 АЧ) - на самом деле имеют плохое соотношение «энергия к весу» - всего 25. Более-менее приближаются по энергоплотности к «идеалу» - АКБ емкостью 7 АЧ и выше – это логично, но я как-то не задумывался над этим раньше.
Ну, и, забавно, литий ионный АКБ (т.н. «народная котлета» Turnigy 5000mAh) показал соотношение почти в три раза лучшее чем лучший свинцово кислотный.
В общем, исходя из вышеизложенного (и учитывая что размеры АКБ 7 АЧ, 7.2 АЧ и 9 АЧ одинаковые) я решил использовать 9 АЧ аккумуляторы.
На форумах я видел информацию что среднее потребление 24 В двигателя 8 А. Это означает по сути что аккумулятор будет разряжаться током кратным емкости - т.е. 1C.
Смотрим в техпаспорт аккумулятора:
Додаткові файли:
Коментарій до файлу: ток разряда
image001.jpg [ 34.8 КБ | Переглядів: 11752 ]
Обещают до 30 минут работы – что означает, что я смогу уехать где-то километров 10 – ну, вроде нормально.
Следующий вопрос – как размещать аккумуляторы? Производитель заявляет что «как угодно, только не вертикально», но страшновато как-то. Привычнее все-таки клеммами вверх.
Поэтому я пришел к компоновке, когда АКБ находятся сбоку от механизма складывания.
Додаткові файли:
image002.jpg [ 18.4 КБ | Переглядів: 11752 ]
Хотел бы еще обратить внимание на такой момент – количество циклов, которое выдерживает свинцово-кислотный аккумулятор AGM типа указывется в документации – привожу ее ниже
Додаткові файли:
image003.jpg [ 20.24 КБ | Переглядів: 11752 ]
Что говорит нам о том, что аккумулятор может выдержать либо 150 циклов езды «до полного разряда» или почти в десять раз больше – езды «израсходовано 30% от общей емкочсти». Что говорит нам о том что:
1. нужно не «выжимать» АКБ досуха, если есть такая возможность
2. по возможности AGM АКБ нужно сразу подзаряжать