Звідки: Украина Луганск => г.Буча 52618 Мій електротранспорт: Nissan Leaf AZE0 40kWh. Хочу електротранспорт: Model 3
Давно хотел разобрать модуль от автомобиля Tesla. И наконец весной этого года решился. Просмотрев сообщения на OLX нашел модуль от автомобиля 2015года и поехал за ним вооружившись тестером. Выехал и начался сильнейший ливень, который не прекращался до момента пока модуль не был помещен в багажник авто. Приехал, промерял напряжение на 8 модулях и убедился, что на всех оно одинаковое 23,33В. Выбрал 1. Продавец сказал, что BMS мне не пригодится родная и отдал модуль без нее. Я как,то и не придал этому значения. Уже дома пожалел об этом. Созвонился с продавцом попросил отправить BMS. Он согласился, я ему оправил СМС с адресом и до сих пор жду когда он ее отправит). Заветный модуль в руках и весит около 25кг. Ломать его не хочется, а напряжение 25,4 маловато, да и емкость многовато. Оторвал 1 предохранитель на модуле и к элементу подключил модельную зарядку. Померял емкость элемента.
Додаткові файли:
1.jpg [ 75.84 КБ | Переглядів: 14384 ]
Около недели ходил вокруг него и не мог решиться разобрать. Взял в руки дремель. Хотел отпилить от него кусочек, но понял, что без повреждения элементов это не получится. А если начать пилить алюминиевую шину, то стружка сможет закоротить ячейки и тогда точно беда. Походив вокруг модуля с разными инструментами пришел к выводу,что разобрать модуль механически не получится. Начал гуглить на предмет растворения пластика химическим способом. И натолкнулся на сообщение Григория, что для этого подойдет любой растворитель для акриловых красок. Посмотрел цены на растворитель и начал гуглить дальше. Нашел сообщение,что получается размягчить пластик модуля этилацетатом. Цена оказалась демократичной и за 276гривен было приобретена 5 литровая канистра.
Аккуратно оторвал от элементов предохранительные усики. Поддев отверткой токопроводящую шину оторвал и ее. Делается это легко шина приклеена клеем к модулю. Модуль готов принять ванну. Ванну сделал из ЛДСП застелив ее полиэтиленовой пленкой. Этилацетат очень токсичен и после 20 минут возле него почувствовал себя нехорошо. Приобрел респиратор и защитные элементы для защиты от ацетона и других растворителей. Дальше все пошло хорошо. Каждую сторону модуля нужно держать не меньше суток в растворителе и потом в течении часа его разобрать иначе пластик опять станет жестким. Помимо пластика каждый элемент залит силиконом который достаточно крепко держится за аккумулятор. И после разборки модуля склеенные элементы достаточно поместить в отдельную герметичную емкость с этилацететом на 2-3 часа и элементы отклеятся друг от друга и можно будет легко убрать следы силикона.
Додаткові файли:
2.jpg [ 46.91 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
3.jpg [ 35.24 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
тесла 85кВт.jpg [ 75.2 КБ | Переглядів: 14384 ]
Элементы есть. Пора начинать собирать батарею. Понимаю, что нужны изолирующие колечки. Хотел сперва заказать на алиэкспресс но они там оказались с внутренним диаметром 10,5 мм. А у теслы они 8,5мм. Берем плоттер и вырезаем какие нам нужны.
Колечки есть, нужна термоусадка. Купленная на рынке оказалась очень толстая. Заказал на алиэкспресс. Так же нужны холдеры и BMS. Холдеры заказаны так же на алиэкспресс. BMS хотел купить у mr.Dream. Пообщались в вайбере, но дальше общения дело не зашло и через неделю заказал BMS на али. Пришла она спустя 6 дней всего. Холдеры и термоусадка ехали почти 3 недели.
Попытался собранный на холдерах аккумулятор разместить в треугольнике рамы. Не помещается. Берем лист картона и занимаемся цзяньчжи.
Додаткові файли:
4.jpg [ 85.04 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
5.jpg [ 58.6 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
6.jpg [ 68.08 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
7.jpg [ 75.9 КБ | Переглядів: 14384 ]
С формой определился. Перед сборкой проверяю напряжение на каждом элементе. Все элементы с одинаковым напряжением 3,888В Собираю шаблон для склейки элементов. Склеиваю элементы термопистолетом с двух сторон.
Додаткові файли:
8.jpg [ 60.53 КБ | Переглядів: 14384 ]
Додаткові файли:
9.jpg [ 54.97 КБ | Переглядів: 14384 ]
Оказалось, что термоклей не держится на металле. Хоть перед склейкой обезжирил спиртом и протер х/б тряпочкой. Отрываем термоклей от элементов. Оказалось, что все таки местами он очень крепко держится и снять остатки термоклея дольше чем его нанести. Нарезаем термоусадку длинной 71мм, одеваем, ставим изолирующую прокладку и прогреваем термоусадку феном по шву. Склеиваем второй раз.
Звідки: Украина Луганск => г.Буча 52618 Мій електротранспорт: Nissan Leaf AZE0 40kWh. Хочу електротранспорт: Model 3
Додаткові файли:
14.jpg [ 84.12 КБ | Переглядів: 14355 ]
Полученный кирпичик нужно спаять и это достаточно ответственный момент. Зачищаю место пайки резиновой абразивной насадкой для дремеля.
Додаткові файли:
16.jpg [ 58.39 КБ | Переглядів: 14373 ]
Зачищаю участок примерно 2х3мм. Наношу флюс Ф1 (спирт с канифолью) Лужу место пайки паяльником с температурой жала 430 градусов Цельсия (возможно реальная температура меньше. Но на паяльной станции ставил такую). Перед лужением под "+" контакт капаю каплю спитра для предохранения ячейки от перегрева. Стараюсь, что бы лужение контакта занимало меньше секунды времени.
Для соединения элемента с шиной использую медный провод Ф0,48мм. Возможно лучше использовать биметаллический от витой пары, так как аллюминий имеет температуру плавления на 400 градусом ниже чем медь и меньшую теплопроводность и в случае внутреннего замыкания элемента быстрее и наверняка сработает перемычка в качестве предохранителя.
В качестве шины внутри батареи использую медный проводник сечением 2,5мм2. Обусловлено это тем, сама по себе перемычка соединяется между плюсом и минусом элементов и ток будет проходить по этому пути. А если емкость или внутреннее сопротивление элементов окажется разным, то недостающий ток по шине 2,5мм уже компенсирует разницу с соседних элементов. Концы батареи с которых идет токосъем имеют шину 10мм2
Для пайки усика к шине уже недостаточно мощности паяльной станции и я прихватываю усик к шине большим количеством припоя. Для пропайки усика и шины использовал мощный паяльник на 150 ватт с медным жалом ф10мм. Использование усиков позволяет не перегревать элемент. Так, как пропаивая шину 10мм2 высокая температура не имеет прямого контакта с элементом и передается на него через тоненький усик который не в состоянии быстро нагреть элемент. Лужение шины 10мм2 производил с помощью газовой горелки. На этом этапе еще не было 150 ваттного паяльника.
Под шину в качестве изолятора подкладывал стеклоткань которая осталась от разборки модуля теслы. Шину и стеклоткань закрепил термоклеем к элементам. Так же все соседние элементы которые не участвуют в пайке изолировал скотчем, что бы случайно не замкнуть припаиваемый провод к соседним ячейкам.
Додаткові файли:
15.jpg [ 220.54 КБ | Переглядів: 14373 ]
BMS закрепил на 2х сторонний скотч через прокладку их вспененного полиэтилена толщиной 5 мм. Вывел концы сечением 6мм2 c разъемом XT90 для подключения к контролеру и XT60 для зарядки.
Додаткові файли:
17.jpg [ 87.8 КБ | Переглядів: 14373 ]
После пайки проверил напряжение на всех ячейках. Оно не изменилось и составило 3.888В. Зарядил аккумулятор током 8А при напряжением 54,08В. Поменял напряжение на ячейках. Разбег на 2х составил 0,001В по сравнению с остальными и напряжение на ячейке 4,14В Обернул аккумулятор вспененным полиэтиленом 5мм на клеевой основе и закрепил изолентой на багажнике для тестирования. Проехал 55км. В основном на скорости 36-38км/ч напряжение на ячейке составило 3,58В и разбег на 3х ячейках 0,002 вольта. Зарядил аккумулятор. Сейчас нужно его разрядить до срабатывания BMS и измерить напряжение отсечки и разбег на элементах. Так же необходимо установить в батарею термодатчик и вывести дополнительный разъем для контроля напряжений ячеек или заменить БМС с возможностью удаленного контроля. И самое сложное для меня это изготовить корпус и закрепить его на раме в треугольнике.
Додаткові файли:
18.jpg [ 80.96 КБ | Переглядів: 14373 ]
Грубые ошибки которые допустил при сборке батареи вижу, в том, что нужно было делать зазоры между элементами хотя бы 0,8мм. Делается это небольшой доработкой шаблона и заполнением зазора на стыках элементов термоклеем. Или сборкой батареи на холдерах с установкой батареи под нижней трубой рамы. Так же ошибкой было заказ BMS в Китае. Нужно было напомнить о себе mr.Dream и моем желании приобрести BMS у него. Так, как уже хочется сделать батарею не 13s, а 15s или 16s а у него можно взять на 20S и менять количество элементов практически на "ходу". Так же после сборки считаю, что нужно все таки собирать батареи с помощью контактной сварки, так, как шанс повредить элемент пайкой все же выше чем при контактной сварке.
Звідки: Украина. Киев. 8721388 Мій електротранспорт: "Электра 2" Хочу електротранспорт: "Электра 3" вдвое легче, но с втрое бОльшим солнцеобеспечением
Коллега Маршал, Смотрю на сборку элементов под углом, и догадываюсь, что это для плотности-сокращения габарита. Но у меня инструкция по сборке Хедвеев гласит: при сборке, соблюдать зазор между ячейками, для возможности ВЕНТ.ТЕПЛООТВОДА. Стоит задуматься ?
Звідки: Украина Луганск => г.Буча 52618 Мій електротранспорт: Nissan Leaf AZE0 40kWh. Хочу електротранспорт: Model 3
Михалыч писав(ла):
Коллега Маршал, Смотрю на сборку элементов под углом, и догадываюсь, что это для плотности-сокращения габарита. Но у меня инструкция по сборке Хедвеев гласит: при сборке, соблюдать зазор между ячейками, для возможности ВЕНТ.ТЕПЛООТВОДА. Стоит задуматься ?
Вы правы, габарит получился впритык, возможно после сборки корпуса придется убрать по 1 элементу и получить батарею 13s7p вместо 8. В батарею обязательно установлю термометр с выводом показаний на руль и первое время буду контролировать напряжение батареи при зарядке и при разрядке. Контроллер у меня всего 15А. Так, что ток с элемента меньше 2х ампер в пике, а при зарядке 1А. Если будет перегрев выше 45 градусов придется батарею разобрать. Тему и создал, как не нужно собирать. Может, кто то, что то для себя подчеркнет и сделает выводы. А кто-то укажет на ошибки и направит на путь истинный.
Зараз цей форум переглядають: немає зареєстрованих користувачів і гості: 5
Ви не можете створювати нові теми Ви не можете відповідати на повідомлення Ви не можете редагувати свої повідомлення Ви не можете видаляти свої повідомлення Ви не можете додавати додаткові файли